общепсихологические универсалии. Однако при этом язык понимается ими как «манифестация видовых познавательных предпосылок. Это — следствие биологических особенностей, делающих возможным человеческий тип познания» [24. С. 374] (ср. [31. С. 93]). Иначе говоря, общепсихологическое прямо выводится из биологических предпосылок плюс процесс пассивного приспособления ребенка к «социальной среде».  

Не имея возможности полемизировать в настоящей статье с этой концепцией (ср. [25]), ограничимся кратким изложением нашей позиции. Дело совсем не в том, существуют ли какие-то универсальные врожденные предпосылки, определяющие развитие психики и, в частности, детской речи (а именно к этому сводит проблему речевого развития Макнил и близкие к нему авторы школы Хомского — Миллера). Конечно, речь не отделена китайской стеной от других высших психических функций человека; но она, как и другие высшие психические функции, не является простой актуализацией заложенных в человеке раз и навсегда, жестко фиксированных механизмов, которые испытывают в процессе речевого развития лишь своеобразную «наладку». Онтогенез языковой способности есть сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка1, процесса поэтапно развивающегося, усложняющегося и совершенствующегося; с другой — специализированных функциональных систем, поэтапно формирующихся и сменяющих друг друга в психике ребенка. (См. в этой связи [37]). И то, что действительно развивается в процессе развития детской речи, — это не язык (как обычно понимают это развитие лингвисты) и не способ реализации врожденных механизмов: это характер взаимодействия системы имеющихся в распоряжении ребенка языковых средств и характера функционирования этих средств, то есть способ использования языка для целей познания и общения. В сущности, такова именно позиция и Л. С. Выготского в его монографии «Мышление и речь» [3]

--------------------------------------- 

1 Или даже — взрослых с ребенком. Здесь и лежит грань между идеей «речевого приспособления» ребенка к социальной среде и идеей общества как формирующей силы в речевом развитии. Нельзя не согласиться с Питером Эррио, когда он с иронией пишет в своей остро полемической книге, что «взрослые часто делают гораздо больше, чем просто говорят в присутствии детей; начнем с того, что иногда говорят- таки, обращаясь к ним!» [23. С. 104].

стр 28

стр 19|оглавление|стр 20|стр 21|стр 22|стр 23|стр 24|стр 25|стр 26|стр 27|стр 28|стр 29|стр 30|стр 31|стр 32|стр 33