19 Леннеберг Э. Ук. соч. — С. 333.
20Характерным примером может служить Ч. Осгуд. О его взглядах по этому вопросу см. Леонтьев А. А. Психолингвистика и проблема функциональных единиц речи// Сб. Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. — М., 1961.
21Сравните: Леонтьев А. Н. О механизме чувственного отражения// Вопросы психологии. — 1959. — №2, а также многочисленные работы В. П. Зинченко и др.
22Леонтьев А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б. О деятельности зрительной системы человека// Психологические исследования... — М., 1968. — С. 19.
23BrunerL. S. An Overview. «Studies in Cognitive Growth» by J.S. Bruner et al. — N.Y., 1966. — P. 323.
24Steinthal H. AbriB der Sprachwissenschaft. I. Theil. — Berlin, 1871.
25Потебня А. А. Из записок по теории словесности. — Харьков, 1905. — С. 643, 646.
1.2. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи
1
Если попытаться дать самую общую классификацию зарубежных психолингвистических исследований, они распадутся на две группы. К первой относятся все те многочисленные экспериментальные и теоретические работы, в которых процесс речевого высказывания трактуется как изолированная речевая реакция или цепь таких реакций на речевой или неречевой стимул. Ко второй группе относятся работы, выполняемые под флагом так называемой «порождающей грамматики» и связанные с именами Н. Хомского и Дж. Миллера. Основные принципы этого направления четко сформулированы в книге Миллера, Прибрама и Галантера [27], в их определении Планов: «План — это всякий иерархически построенный процесс в организме, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций [27. С. 16]. По Миллеру, усваивается не набор собственно речевых навыков (операций), затем вторично организуемых, а План, схема, программа речевого поведения, реализуемая в последовательности речевых навыков или речевых реакций более элементарного типа. «...Нормальное высказывание предложения является речевым навыком... Подобно всякому навыку, он должен управля-
стр 19
стр 7|оглавление|стр 9|стр 10|стр 11|стр 12|стр 13|стр 14|стр 15|стр 16|стр 17|стр 18|стр 19|стр 20