зом, в проблему восприятия речи вводится понятие предварительной ориентировки, ориентировочной активности, в ходе которой мы получаем информацию о классе ситуаций и выбираем класс прогнозов (класс решений). Выбор же конкретного решения, конкретного Плана происходит уже на следующем шаге восприятия и детерминируется первым шагом, хотя и по-разному (вплоть до практически случайного поиска). 

Принимая теорию «анализа через синтез» или любую иную активную теорию восприятия речи, мы предполагаем тем самым оперирование в восприятии с грамматическим Планом и, соответственно, выбор класса таких Планов. Однако в существующих психолингвистических моделях, основанных на порождающих грамматиках, и прежде всего в модели Миллера, не предусмотрено звено, в котором мог бы осуществляться такой выбор1. Отсутствие подобного звена в особенно значительной мере сказывается на интерпретации процессов порождения речи, к рассмотрению которых мы и переходим.

3 

Возьмем в качестве примера эксперимент Дж. Миллера, известный по нескольким публикациям [28], [30]. Основная гипотеза, положенная в основу эксперимента, заключалась в том, что чем сложнее грамматическая трансформация, тем больше времени требуется на оперирование с нею. В качестве индикатора было избрано время оперирования с предложениями, порождаемыми — согласно трансформационной теории — путем двух шагов трансформации. При «методе трансформаций» среднее латентное время, необходимое для преобразования такого - предложения в ядерное, должно было быть близким к сумме латентного времени, необходимого для аналогичных преобразований двух более простых одношаговых конструкций (так, пассивно-отрицательная конструкция должна была потребовать столько же времени, сколько пассивная плюс отрицательная). Испытуемым предъявлялись (зрительно или на слух) два списка предложений и ставилась задача найти каждому предложению из левого списка его аналог в правом списке.

-------------------------------------- 

1 По-видимому, исключением является модель Дж. Мортона [31]. Сравните также отдельные эксперименты других авторов (обзор их см. [ 10]).

стр 24

стр 19|оглавление|стр 20|стр 21|стр 22|стр 23|стр 24|стр 25|стр 26|стр 27|стр 28|стр 29|стр 30|стр 31|стр 32|стр 33