Особый интерес представляет в этом плане исследование Дингвалла и Тунике [19], показавшее подобное же различие стратегий на очень большом экспериментальном материале. 

Так или иначе, на современном этапе исследований детской речи представляется бесспорным, что речевое развитие не сводимо к актуализации жесткой системы врожденных «правил» при столкновении с социальной средой*Усвоение родного языка, бесспорно, предполагает выбор и дифференцированное использование различных стратегий овладения речью и в этом смысле также подчиняется выдвинутому выше эвристическому принципу.

 5 

Итак, как показывают факты, эвристический принцип играет в функционировании и формировании речи гораздо более значительную роль, чем это допускает психолингвистическая концепция, отстаиваемая Дж. Миллером и гарвардской психолингвистической школой. Такая недооценка совершенно понятна в свете общепсихологических воззрений Миллера и его школы. Однако эвристический принцип, чуждый этому психологическому направлению или допускаемый им лишь как отступление от общей алгоритмической организации поведения, органически входит (как это видно из вышесказанного) в систему общепсихологических и психолингвистических воззрений, распространенных в советской науке. В сущности, любая психологическая концепция, рассматривающая речь как целенаправленную активность, не может не прийти к идее эвристично-сти. Но беда миллеровского направления в том, что для него речевое поведение (как и вообще поведение) есть как раз не достижение цели, а очень сложноорганизованная реакция на ту или иную ситуацию. При чтении книги Миллера, Прибрама и Галантера читатель испытывает странное ощущение: он узнает все о том, как человек делает что-то, но ничего или почти ничего — о том, зачем он это делает. И вся психологическая организация поведения оказывается односторонне ориентированной на условия действия, а не на его задачу, недаром «Образ желаемого результата», согласно цитируемым авторам, есть не более чем «условия, которые мы дол-

стр 30

стр 19|оглавление|стр 20|стр 21|стр 22|стр 23|стр 24|стр 25|стр 26|стр 27|стр 28|стр 29|стр 30|стр 31|стр 32|стр 33