ной вероятности их появления в апперцептируемом целом. Этот процесс основывается на выдвижении наиболее вероятных гипотез и их подтверждении или отрицании» [6. С. 142]. Еще более распространена (хотя и не является общепринятой) более общая идея «анализ через синтез» [22], которая сводится к тому, что «механизм понимания в своей основе не различается с механизмом планирования высказывания при его продуцировании» [24. С. 106] и включает активное моделирование структуры высказывания на разных уровнях. Но и там, и здесь речь идет о выборе того или иного конкретного прогноза — выборе, более или менее жестко детерминированном (в теории «анализа через синтез») или детерминированном статистически (в работах по вероятностному прогнозированию), то есть о тактике восприятия. Нас же интересует не частное, единичное решение, касающееся отдельного высказывания, а наиболее общий способ восприятия, решение на уровне класса прогнозов.
Этот общий способ (или стратегия восприятия) выбирается нами еще до того, как мы непосредственно столкнулись с тем или иным конкретным стимулом. Ключ к выбору такой стратегии лежит в установке субъекта относительно воспринимаемых объектов — установке или заранее заданной, или формирующейся походу перцептивной деятельности. Типичным примером действия такой установки является экспериментальная ситуация, описанная в работах А. Н. Леонтьева и Е. П. Кринчик([12] и др.), когда повышение субъективной значимости для испытуемого части возможных стимулов создает эффект «подстораживания» (А. А. Ухтомский) этих стимулов и значительно повышает скорость переработки информации, которую они несут.
Конкретизируем сказанное на материале восприятия речи. В психолингвистике получает все большее распространение концепция, согласно которой поиск слова в долговременной памяти (в речеобразовании) или его опознание (в восприятии речи) осуществляется по двум классам критериев: во-первых, осуществляется движение в поле акустико-артикуляционных признаков; во-вторых, в поле семантических признаков; в обоих случаях, наконец, мы опираемся на статистико-вероятностную характеристику используемых признаков (Фрумкина и Василевич, 1967; [35], [16], [10]). Однако в различных ситуациях рече-
стр 22
стр 19|оглавление|стр 20|стр 21|стр 22|стр 23|стр 24|стр 25|стр 26|стр 27|стр 28|стр 29|стр 30|стр 31|стр 32|стр 33