разом, выбор стратегии речевого поведения связан с ориентировкой и внутренним программированием, а выбор тактики — с фазой исполнения.
Существует несколько попыток конкретизировать эти тезисы (или часть из них) в виде определенной психолингвистической модели (сравните, например, [14], [10], [2], [5]). В частности, в нашей модели, разработанной совместно с Т. В. Рябовой, эвристический принцип последовательно проводится по всем этапам порождения (сравните [И. С. 213-215]).
Реальный механизм действия эвристического принципа в порождении речи можно наглядно продемонстрировать на выполненной под нашим руководством работе В. И. Батова [1], где исследовались эвристики в речевом поведении лжесвидетеля, то есть в ситуации заведомо ложного сообщения. Одной из специфических психологических характеристик речевого действия в этом случае является общее повышение уровня мотивации, что делает структуру сообщения «нетривиальной»: говорящий стремится конструировать сообщения, имеющие небольшое число степеней свободы, то есть наименее многозначные, чтобы можно было контролировать все возможные их интерпретации слушателем. Это отражается в выборе менее частотных слов, причем говорящий руководствуется при этом субъективным ощущением вероятности слова.
4
Как известно, в рамках «порождающей грамматики» была разработана и теория формирования языковой способности ребенка. Ее предложил уже сам Н. Хомский. Общие идеи Хомского конкретизируются, например, Д. Макнилом в положении об «универсальной иерархии категорий», которая «направляет первые этапы языкового развития» [26. С. 38]. Эта иерархия есть, в сущности, набор языковых универсалий, еще точнее — набор гипотез; и развитие детской речи, по Макнилу, — это последовательное подтверждение, отбрасывание или уточнение этих якобы врожденных гипотез в процессе общения. Менее категоричны Э. Леннеберг и особенно Дж. Мортон, которые более последовательно исходят из единства познавательного развития ребенка и рассматривают универсалии речевого развития как процессы, отражающие некоторые
стр 27
стр 19|оглавление|стр 20|стр 21|стр 22|стр 23|стр 24|стр 25|стр 26|стр 27|стр 28|стр 29|стр 30|стр 31|стр 32|стр 33