ться Планом... Его структура представляет собой иерархию грамматических правил оформления и трансформации» [27. С. 156].

Итак, вводится понятие правил. Попытаемся понять, какая психологическая реальность стоит за этим понятием.

В концепции миллеровской школы, как известно, ведущее место занимает концепция ТОТЕ (Test->Oреrаte->Test->Exit). Схема ТОТЕ отражает основной иерархический принцип построения поведения. Ее операционная фаза (О) может изменяться в весьма широких пределах и в твою очередь становиться целостным актом ТОТЕ; фаза пробы (Т) остается неизменной, фиксированной. Что же входит в фазу пробы? Как указывает сам Миллер, «в наиболее общем смысле языковые правила — это социальные конвенции типа: «Когда та же самая ситуация встретится снова, сделать то же самое». Такая констатация была бы, конечно, бессмысленной, если бы мы не могли определять новую ситуацию как сходную с какой-то старой или если бы мы не знали, что значит «делать то же самое». Каждое правило должно быть поддержано системой поддающихся опознаванию сходств и различий» [30. С. 298]. Иными словами, помимо умения использовать хранящиеся в памяти правила оперирования (фаза О), говорящий должен иметь отличный от них механизм отождествления высказываний и ситуаций (фаза Т). Критерием для «пробы» при отождествлении высказываний и является порождающая модель, то есть «языковое знание» говорящего; это грамматические и семантические правила. Кроме того, как утверждают Миллер и Айзард [29], говорящий располагает «прагматическими правилами», позволяющими отождествить контекст (ситуацию), в котором употребляется предложение. Эти «прагматические правила» столь же четко фиксированы, жестко обусловлены ситуацией, как правила грамматические и семантические — лингвистической структурой.

Мы пришли, таким образом, к недвусмысленно алгоритмической концепции речевого поведения1. Согласно этой концепции, стратегия речевого поведения жестко задана анализом конкретной ситуации; варьируется конкретная тактика, причем лишь в звене реализации Плана и лишь бла-

-------------------------------------- 

1Алгоритм — «точное предписание о выполнении в определенном порядке системы операций, позволяющее решать совокупность задач определенного класса. Алгоритм приводит от исходных данных к искомому результату через конечное число шагов (действий); при этом данные варьируются в известных границах» (Мантуров и др. [13. С. 11]).

стр 20

стр 19|оглавление|стр 20|стр 21|стр 22|стр 23|стр 24|стр 25|стр 26|стр 27|стр 28|стр 29|стр 30|стр 31|стр 32|стр 33