удержание в кратковременной памяти образов определенных единиц, прежде всего слов. Далее происходит процесс выделения в семантическом содержании слова или другой единицы отдельных значимых в данном контексте семантических компонентов и их синтеза в осмысленное целое. Так что и здесь мы имеем дело с эвристическим процессом, хотя и опирающимся на точное знание о лингвистических структурах и структурах текста. Между прочим, должен сказать, что вот эта сторона, а именно знание структуры текста, исследовалась, к сожалению, на психологическом уровне крайне недостаточно. Наконец, на базе предшествующих этапов восприятия формируется глобальный образ содержания текста.
По-иному организованы эти процессы, по-видимому, в условиях диагонального (динамического, быстрого) чтения. Здесь промежуточный этап семантического синтеза на уровне высказывания, по-видимому, отсутствует. Анализ связан с вырванными из текста отдельными опорными компонентами, словами, словосочетаниями. Реципиент бегло «проскальзывает» текст и, выбирая из него такие опорные элементы, которые могут быть синтезированы, производит одновременно семантический анализ и синтез образов содержания целого текста. Конечно, этот образ содержания не носит в данном случае такого детализированного характера, как в первом случае. Он более субъективен, он более связан с той деятельностью, которой подчинено восприятие текста, и отображает не столько объективное содержание, сколько отношение реципиента к этому содержанию, его общую оценку, опосредованную особенностями личности реципиента. Л. С. Выготский был глубоко прав, когда говорил о чтении как о решении задачи. Эту задачу ставит большая деятельность, а в конечном счете, личность. Перцептивная техника познания — это средство решения этой задачи. Она действительно, как отмечал Л. С. Выготский, подчинена процессам понимания.
Таким образом, мы приходим к очень важному выводу относительно обучения чтению.
Первое. Обучение чтению должно строиться как обучение решению мыслительных задач, приводящих к пониманию текста, как обучение построению образа содержания текста.
стр 252
стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254