многих миллиардов настоящих, прошедших и будущих людей». (Magtcc К. и Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. — С. 87).
8 Физиологическое обоснование оптимализации деятельности дается в работах Н. А. Бернштейна, и прежде всего в его посмертно вышедшей книге «Очерки по физиологии движения и физиологии активности». — М.: «Медицина», 1966.
9 Сошлемся здесь, кроме известной монографии Выготского, на свою книгу «Слово в речевой деятельности» (М.: «Наука», 1965^, где приводится соответствующая литература.
10 Здесь следовало бы ввести вслед за П. К. Анохиным и А. Н. Леонтьевым понятие «функциональной системы», но это увело бы нас слишком далеко.
11 Но возможны и другие формы фиксации значений — «в форме умения как обобщенного “образа действия”, нормы поведения и т. п.» (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 2-е изд. — М., 1965. — С. 289). Естественно, что, говоря об осознании, мы не имели здесь в виду осознание значения и тем более — означения. И то, и другое факультативно, для нас это эпифеномены. С другой стороны, потенциальная возможность быть предметом осознания играет определяющую роль и для тех случаев, когда соответствующий денотат, отраженный в значении, не выступает непосредственно в деятельности как ее цель.
12 Verhaar J. W. М. Speech, language and inner form// Proceedings of the 9-th International Congress of Linguists. The Hague. — 1964. - P. 749.
13 Леонтьев A. H. Психологические вопросы сознательности учения. //Известия АПН РСФСР. Вып. 7. — М., 1946. — С. 28.
14 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 6. — С. 432. Здесь и ниже мы частично опираемся на соображения, высказанные А. Н. Леонтьевым в его книге «Проблемы развития психики» (М., 1965.—С. 315 и след.).
15Hymes D. Review of: New Directions in the Study of Language/ Ed. by E. N. Lenneberg// Contemporary Psychology. — V. X. — 1965. — №12.-P. 549.
2.2.Психологическая структура значения
Само понятие «психологической структуры» значения уже предполагает мысль о его компонентной природе. При этом, конечно, мы с самого начала отметаем все варианты отождествления значения с простой суммой субстантных семантических элементов. Как фонема не есть сумма акустико-артикуляционных дифференциальных признаков, так значение не есть сумма семантических компонентов.
Может быть, можно понимать значение как систему семантических компонентов, понимаемых в указанном выше
стр 152
стр 139|оглавление|стр 141|стр 142|стр 143|стр 144|стр 145|стр 146|стр 147|стр 148|стр 149|стр 150|стр 151|стр 152|стр 153