ние, стало ли иным в его сознании «мое понятие, «значение» смерти? Нет. Изменился его смысл для человека...» И дальше: «Как раз в первом случае представление смерти может быть для субъекта остро аффективным, а во втором случае может, наоборот, и не вызывать сколько-нибудь сильных эмоциональных переживаний»13. 

Чтобы сделать следующий шаг в нашем рассуждении, нам придется взглянуть на отношенш значения и смысла со стороны исторического развития челсвеческого сознания. И первый фундаментальный факт, с которым нам придется столкнуться, — это факт зависимостиформ и способов отражения человеком объективной действительности от особенностей того общества, в котором человек живет. Применительно к капиталистическому обществуон описан еще Карлом Марксом как факт "самоотчуждения". 

Если мы рассмотрим коллективную деятельность первобытных охотников, то увидим, что в ней мотив согласован, можно сказать, даже — совпадает с объективным результатом. Она побуждается долей каждого в общей добыче, но эта добыча является вместе с "ем и результатом деятельности первобытного коллектива и каждого его члена. Иначе обстоит дело в классовом, в частности (с наибольшей остротой), в капиталистическом обществе. Здесь мотив трудовой деятельности рабочего не совпадает с ее результатом, объективное содержание деятельности — с субъективным, смысл его труда не совпадает с его значением. «Для себя самого рабочий производит не шелк, который он ткет, не золото, которое он извлекает из шахты, не дворец, который он строит. Для себя самого он производит заработную плату, а шелк, золото, дворец превращаются для него в определенное количество жизненных средств, быть может, в хлопчатобумажную куртку, в медную монету, в жилье где-нибудь в подвале... Смысл двенадцатичасового труда заключается для него не в том, что он ткет, прядет, сверлит и т. д., а в том, что это — способ заработка, который дает ему возможность поесть, пойти в трактир, поспать»14. Возникает парадоксальное явление, как раз и характеризуемое Марксом как «самоотчуждение» рабочего, отчуждение его сущности; с одной стороны, он — творец, производитель материальных ценностей, носитель знаний и умений, обеспечивающих жизнь я развитие общества; с другой — для него содержание его "руда вторично, он работает не для того, чтобы производить, а для того, чтобы 

стр 147

стр 139|оглавление|стр 141|стр 142|стр 143|стр 144|стр 145|стр 146|стр 147|стр 148|стр 149|стр 150|стр 151|стр 152|стр 153