2.1.Смысл как психологическое понятие 

Термин «смысл» употреблен в заглавии этой статьи не так, как он обычно употребляется в логике и философии со времен Готтлоба Фреге. Тем не менее заменить его на какой-либо иной не представляется возможным, так как в психологии — и, в частности, в советской психологической школе Л. С. Выготского — он столь же, или почти столь же, общепринят, как в логике. 

Для Фреге значение (Bedeutung) — это тот предмет, который обозначается «собственным именем» или «знаком», то есть денотат. Смысл же имени (Sinn) — эта та информация, которая выражена в имени и однозначно характеризует предмет или тот способ, каким имя обозначает предмет. Юмссический пример выражений с одним значением, но разными смыслами — утренняя звезда и вечерняя звезда. Кроме того, Фреге отличает от значения и смысла представление — внутренний образ предмета, «возникший из воспоминаний о чувственных впечатлениях, которые человек имел раньше. Представление субъективно: оно часто проникнуто эмоциями, ясность его отдельных частей различна и постоянно меняется; даже у одного и того же человека представления, связанные с одним и тем же смыслом, в различное время различны; представление одного не есть представление другого»1. Если представление субъективно, то смысл объективен, он «может быть общим достоянием многих людей и, следовательно, не есть часть или модус отдельной души; ибо трудно, пожалуй, усомниться в том, что человечество имеет драгоценный фонд мыслей, которые оно передает от одного поколения к другому»2. 

Современный вариант теории Фреге с наибольшей ясностью представлен в известной книге А. Черча3. Здесь нет понятия «представление», а смысл неформально определяется как то, что бывает усвоено, когда понято имя. К этому месту Черч делает специальную сноску, чтобы подчеркнуть, что понятие смысла отнюдь не имеет какого-то психологического оттенка. Эта сноска очень характерна: правоверный логик нашего времени более всего боится согрешить с психологией. (Чего, как видно из вышесказанного, совершенно не боялся Фреге.) Корни такой бояз- 

стр 141

стр 139|оглавление|стр 141|стр 142|стр 143|стр 144|стр 145|стр 146|стр 147|стр 148|стр 149|стр 150|стр 151|стр 152|стр 153