Одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям внешнего мира «значит» для ребенка разного возраста и уровня развития разное. В терминах Фреге, значение слова остается тем же самым, а вот смысл его развивается, ибо развивается способ, каким имя обозначает предмет. В психологической концепции Выготского и его школы эти два аспекта терминологически разграничены неудачно; так, Выготский говорит о «развитии понятий», хотя для генетического аспекта значения термин «понятие» едва ли пригоден. Далее мы сохраним в первом случае фрегевский термин «значение», а во втором будем говорить об «означении».
Итак, слово с его объективным, внепсихолотческим, по существу, значением, входя в деятельность индивида (ребенка), получает различное, более или менее близкое к общепринятому и поэтапно развивающееся означение. Обратим внимание на две стороны этого явления. Во-первых, на то, что оно становится возможным лишь благодаря тому, что слово имеет соотнесенность с денотатом, как бы замещает его в деятельности; усвоение значения есть в этом смысле важнейший, можно сказать, определяющий способ опосредствования индивидуального поведения общественным опытом. Во-вторых, на то, что значение слова отнюдь не исчерпывается фактом его соответствия тому или иному предмету или классу предметов (явлений) действительности, хотя такое соответствие (предметная отнесенность) и является его основой, то есть наше понятие «значения» не совпадает с фрегевским, несмотря на тождество терминологии. Если для Фреге значение есть денотат, то для нас это скорее потенциальная возможность отнесения слова к тому или иному денотату или классу денотатов, реализуемая при помощи разных «означений», зависящих в первую очередь, от места данного денотата в деятельности.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что значение является социально кодифицированной формой общественного опыта, присваемого каждым индивидом. Эта кодифицированность является его конституирующим признаком; она сказывается в том, что соответствующий денотат может осознаваться.
Что это такое «может осознаваться»? Это означает, что денотат, то есть фрагмент действительности, отраженный в значении, во-первых, может быть предметом актуального осознания, быть тем, на что направлена сознательная
стр 145
стр 139|оглавление|стр 141|стр 142|стр 143|стр 144|стр 145|стр 146|стр 147|стр 148|стр 149|стр 150|стр 151|стр 152|стр 153