деятельность субъекта. Это означает, во-вторых, что то, что осознается в предметах или явлениях действительности, оказывается общим для любого человека, говорящего на данном языке, живущего в данном обществе и достигшего определенного уровня психического развития. Это означает, в-третьих, что мы располагаем какой-то объективизированной психологической опорой, на которую мы как бы проецируем наши знания о действительности, — чаще всего такой опорой и является слово11. 

1^сли взглянуть на значение как на факт психики, как на фрегевское «представление», а не «значение», то можно заметить парадоксальную вещь. Хотя значение объективно, для каждого индивида оно никогда не выступает как объективное явление. Дело не в том, каковы индивидуальные вариации при усвоении данного значения, какова разница «в чувственных впечатлениях, которые человек имел раньше», и т. п., дело в том, что, усваивая общественный опыт, зафиксированный в значениях, индивид включает его в систему своих жизненных отношений, в систему своей деятельности. И в первую очередь это сказывается в том, что всякое содержание, закрепленное в значении, воспринимается человеком по-разному, в зависимости от мотива соответствующей деятельности. Это хорошо выразил И. Ферхаар в докладе на 9-м Международном лингвистическом конгрессе: «То, что, например, мыслится вместе со словом тюрьма, будет различным у архитектора, адвоката, заключенного, чиновника, пересматривающего приговоры... Но значение, которое «вдумывается» в слово тюрьма, совершенно одно и то же у всех этих людей»12. 

Итак, если попытаться определить смысл в нашем понимании, то вернее всего будет говорить о нем как об аналоге значения в конкретной деятельности. Но это ни в коей мере не просто индивидуально-психологический аспект значения и тем более — не его аффективная окраска: «В начале своей жизни человек обычно... ведет себя так, как если бы жизнь длилась целую вечность. Но вот что-то меняется в его жизни, или, может быть, жизнь его подходит к концу, и тот же человек рассчитывает теперь оставшиеся ему годы, даже месяцы; спешит довести до конца выполнение одних своих намерений, отказывается вовсе от других. Можно сказать, что его сознание смерти сделалось иным. Изменилось ли, однако, увеличилось ли его значе-

стр 146

стр 139|оглавление|стр 141|стр 142|стр 143|стр 144|стр 145|стр 146|стр 147|стр 148|стр 149|стр 150|стр 151|стр 152|стр 153