Такова точка зрения Выготского и его школы на природу психической деятельности человека. Что касается ее структурной специфики, то она определяется в первую очередь тем фактом, что в деятельности с самого начала имеется осознаваемая цель. Деятельность планируется и организуется, сознательно или бессознательно, как раз таким образом, чтобы оптимальными средствами, с минимальной затратой времени и энергии достигнуть этой цели8. Помимо цели, акт деятельности характеризуется определенным мотивом: одна и та же (внешне) деятельность может осуществляться благодаря разным мотивам, в силу разных потребностей. Достижение цели есть удовлетворение потребности; с достижением цели акт деятельности завершается. 

Подчеркнем еще раз одно из сказанного выше: присвоение индивидом общественных ценностей происходит в ходе деятельности. Ребенок начинает использовать ложку в присущей ей функции отнюдь не в силу того, что у него есть абстрактное знание о ложке; просто он сталкивается с необходимостью самостоятельно есть кашу, а мы подсовываем ему адекватное средство для этого и подсказываем необходимый минимум операций с этим средством (недаром любой ребенок на любом языке, забыв название ложки, скажет: «чем едят кашу» или что-нибудь в этом роде). 

То же верно относительно знаков языка. Эта сторона вопроса была основательно изучена еще самим Л. С. Выготским и неоднократно затрагивалась позже9. Используя знаки языка в той мере, в какой это ему доступно на каждом данном этапе развития, ребенок постепенно овладевает адекватными этим знакам правилами их употребления. Сначала совпадение этих знаков со знаками, употребляемыми взрослым, исчерпывается тождеством предметной отнесенности, а способ отнесения и характер взаимосвязи знаков друг с другом оказывается различным. Употребление знаков оказывает обратное влияние на психофизиологическую организацию языковой способности10, так что открывается возможность для более сложных форм деятельности, и так далее; в конечном счете не только предметная отнесенность, но и способ отнесения, вообще правила употребления данного знака уподобляются правилам, общепринятым в данном обществе, данном языковом коллективе. 

стр 144

стр 139|оглавление|стр 141|стр 142|стр 143|стр 144|стр 145|стр 146|стр 147|стр 148|стр 149|стр 150|стр 151|стр 152|стр 153