ко доставшейся монетой, а не за станком или в борозде—трудовым потом, и отношение к нему в принципе иное. Смысл хлеба, а следовательно, и восприятие слова хлеб — различны; рабочий, герой романа, интуитивно ощущает это. Корнем этого различия является социальная структура капиталистического общества, отражающаяся в мотивации трудовой и иной деятельности человека, окрашивающая восприятие им таких, казалось бы, нейтральных слов, как «хлеб» или «человек».
Это не значит, что разница в мотиве деятельности, а отсюда и разница в смысле денотата или соответствующего ему слова обязательно упирается в классовые различия. Но в классовом обществе (и с особенной ясностью в капиталистическом) объективное значение денотата (или слова) и его смысл всегда в той или иной мере расходятся, так как расходится «личный» интерес, «личный» мотив и интерес общества в целом. Важнейший шаг, сделанный социалистическим обществом вперед по сравнению с капиталистическим, и заключается в том, что в нем ликвидирована социально-экономическая база отчуждения.
Независимо от того, отражается ли непосредственно в особенностях смысла классовое расслоение общества, он, как правило, связан тем или иным способом с социальной структурой этого общества. Смысл не индивидуален, ибо не индивидуально отношение людей к предметной и общественной действительности; это отношение всегда окрашено теми или иными групповыми интересами. Да и странно было бы, если бы дело обстояло иначе, ибо человек — не Робинзон, живущий на острове, окруженном бескрайним морем чужих индивидуальностей. И как бы он не пытался иногда — в лице таких философов, как Ортега-и-Гассет, — публично закрывать глаза на свою общественную сущность, она останется при нем.
Таким образом, смысл, как и значение, есть форма воздействия общества на отдельного человека, форма общественного опыта, усваиваемого индивидом. Но, в отличие от значения, это форма не кодифицированная. Как правило, смысл не существует для человека-носителя этого смысла как что-то отдельное от значения; напротив, человеку кажется, что он непосредственно воспринимает денотат (или слово) в его объективном значении. Но все
стр 149
стр 139|оглавление|стр 141|стр 142|стр 143|стр 144|стр 145|стр 146|стр 147|стр 148|стр 149|стр 150|стр 151|стр 152|стр 153