предметы человеческой действительности, как и все слова человеческого языка, видятся каждому из нас как бы через призму нашего «личного» (а на деле общественного) интереса. И нужно специальное усилие аналитической мысли, чтобы встать над этим интересом и уловить раздельность смысла и значения. 

* * * 

Мы проделали на протяжении немногих страниц этой статьи немалый путь. Начав с противопоставления друг другу значения и смысла на односторонне логической основе (Фреге), мы шаг за шагом направлялись к принципиально иной точке зрения на их взаимоотношение; нам пришлось привлечь на этом пути данные философии и психологии, логики и лингвистики.

В результате этого пути мы пришли к некоторому пониманию смысла, которое названо в заглавии этой статьи «психологическим» лишь условно, ибо, будучи психологическим, оно в то же время выходит за пределы психологии в ее традиционном понимании. Это понимание можно было бы назвать семиотическим, если бы современная семиотика, забыв предостережение одного из своих пророков — Фердинанда де Соссюра, не ограничивала себя сознательно чисто феноменалистическим рассмотрением структуры знаковых систем. Можно было бы назвать его и семантическим, памятуя данное Хаякавой определение семантики (вернее, сигнифики) как изучения отношений между языком, мышлением и поведением, если бы понимание взаимосвязи и относительной значимости этих трех компонентов не было у представителей «общей семантики» диаметрально противоположно нашему.

Так или иначе, понятие смысла, очерченное нами выше и впервые выдвинутое в 1944 году А. Н. Леонтьевым, не является, как и понятие значения, достоянием одной науки, компонентом одной модели действительности. Не требуя в каждом случае принципиального изменения точки зрения на объективную сущность смысла, на объективную значимость этого явления для реальной деятельности людей в обществе, понятие смысла может быть использовано и в какой-то мере уже используется в разных аспектах научного исследования разными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, этнографией, 

стр 150

стр 139|оглавление|стр 141|стр 142|стр 143|стр 144|стр 145|стр 146|стр 147|стр 148|стр 149|стр 150|стр 151|стр 152|стр 153