трудовая, и теоретическая, мыслительная, деятельность опосредована общественно выработанными и хранящимися в «коллективной памяти» общества вспомогательными средствами. В практической деятельности — это орудия, в теоретической — знаки, в том числе знаки языка. 

Включаясь в деятельность человека, орудия и знаки не механически «приплюсовываются» к ней. Они изменяют саму структуру деятельности, ибо заставляют человека формировать в своей психике новые, более сложные связи, обеспечивающие новые, высшие формы поведения. Таким образом, психика человека при включении в деятельность орудий и знаков приобретает новое качество, а не просто претерпевает количественное изменение. Язык и труд — вернее, труд и язык — до основания перестраивают психику человека, а не добавляют к ней что-то дополнительное. 

Общественно-исторический опыт человечества, его материальная и духовная культура — это выступающие в опредмеченной форме, в «форме бытия» человеческие способности, «сущностные силы» (Wesenskrafte) человека (К. Маркс). Каждый отдельный человек «присваивает» (aneignet) эти опредмеченные способности и свойства, органически сливая их с унаследованными им генетическим путем нейрофизиологическими предпосылками6. Духовное, психическое развитие индивидуума есть активный процесс присвоения общественно-исторического опыта в ходе практической и теоретической его деятельности; он не «открывает» для себя мир благодаря инсайту или аналогичным путем, а долго, мучительно и последовательно работает над формированием своей психики, возводя в ней этаж за этажом, строя и убирая леса и достигая, наконец, той высоты, с которой перед ним открываются безграничные горизонты человеческого знания и человеческого умения, теперь доступные и для него. 

А значит, присущий человечеству «драгоценный фонд мыслей» как раз и есть «часть или модус отдельной души»: более того, «душа», то есть индивидуальная психика, может существовать лишь за счет обращения к этому фонду. Впрочем, отношение здесь двустороннее — ведь и сам «фонд» имеет реальное бытие только в миллионах индивидуальных психик7.

 

стр 143

стр 139|оглавление|стр 141|стр 142|стр 143|стр 144|стр 145|стр 146|стр 147|стр 148|стр 149|стр 150|стр 151|стр 152|стр 153