ни — в общей установке современной формальной логики на оперирование формами знания, а не формами мышления. Эту ее особенность можно лучше всего охарактеризовать сказанными восемьдесят лет назад словами великого русского лингвиста А. А. Потебни:«.. .она (логика) есть наука гипотетическая. Она говорит: если дана мысль, то отношения между ее элементами должны быть такие-то, а в противном случае мысль не логична. Но логика не говорит, каким путем мы дошли до данной мысли... Например, в суждении логика не рассматривает процесса оказывания, а со своей односторонней точки зрения оценивает результаты совершившегося процесса»4.
Вернемся, однако, к Фреге и зададимся вопросом, по каким параметрам он противополагает друг другу смысл и представление. Ответ ясен. Представление есть категория субъективная, категория психологическая — потому что для Фреге оно индивидуально и лабильно; смысл есть категория объективно-логическая — потому что он «может быть общим достоянием многих людей». То же, что может быть «общим достоянием», тем самым не есть «часть или модус отдельной души». Одним словом, Фреге, как и его современные последователи типа Черча, исходит из предпосылки, что психологическое = индивидуальному = субъективному, а логическое = общему (социальному) = объективному.
Позиция понятная, но уж никак не способная претендовать на единственность и обязательность. Достаточно найти такую психологическую концепцию, в которой приведенные равенства неверны, чтобы система категорий, выдвинутая Фреге, потребовала основательного пересмотра.
Именно такова психологическая теория, развиваемая школой Л. С. Выготского5. Остановимся на некоторых ее моментах, существенных для психологической характеристики понятия смысла.
Согласно этой теории, человек находится с окружающей действительностью не в отношениях приспособления, как животное, а в отношениях активного овладения, воздействия на действительность. Это становится для него возможным благодаря способности человека заранее предвидеть и сознательно планировать свои действия. А эта способность в свою очередь обусловлена тем, что всякая специфически человеческая, то есть практическая,
стр 142
стр 139|оглавление|стр 141|стр 142|стр 143|стр 144|стр 145|стр 146|стр 147|стр 148|стр 149|стр 150|стр 151|стр 152|стр 153