ем ли мы в виду Л-систему, С-систему или Д-систему; возможно, Д-система как раз прежде всего соотнесена с динамикой взаимоотношений интенционального и операционного аспектов), и, во-вторых, понятие функционального блока; при этом понятие операции расчленяется.
Не встреча осмысленности и предметности, а встреча интенциональности и операциональное «рождает» деятельность. «Динамическая парадигма» деятельности, вычленяемая А. Г. Асмоловым и В. А. Петровским (1978), соотносима как раз со второй, операциональной подструктурой, и поэтому нам представляется правильной идея А. Г. Асмолова об уровнях установок, но мы считаем, что эта их иерархия носит несколько иной характер — все виды установок в определенном смысле операциональны (см. Асмолов, 1977).
Таким образом, один из основных вопросов, которые предстоит решить, — это динамика соотношения интенционального и операционального аспектов на разных уровнях структуры деятельности. Именно на этом пути, а не на пути развития «концепции активности личности», можно и нужно преодолеть «жесткие схемы, интерпретирующие принцип предметности деятельности» (Смолян и Солнцева, 1977. С. 121).
Четвертая проблема фиксирована самим А. Н. Леонтьевым. Это проблема соотношения психологии и психофизиологии, перехода от одной к другой в анализе деятельности. Имеются в виду «те психофизиологические функции, реализующие деятельность, которые частью составляют ее естественные предпосылки и накладывают на ее протекание известные ограничения, частью перестраиваются в ней и даже ею порождаются» (Леонтьев, 1974. С. 9).
Мы, естественно, не исчерпали всех проблем, возникающих на данном этапе развития общепсихологической теории деятельности. Да это и не входило в нашу задачу. Мы лишь стремились показать, что система понятий, описывающих строение деятельности, не является ни жесткой, ни закрытой, что она «работает» не с элементами или автономными процессами, а с «единицами» совершенно другого рода. И, что представляется нам особенно важным, система уровней и единиц деятельности не только и не просто открыта «вверх» и «вниз», она не сопоставлена структуре сознания и тем более не противопоставлена этой
стр 80
стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83