тому, что в нашем сознании сформирован обобщенный образ треугольника, но сам этот образ возникает лишь как следствие оперирования с непосредственно чувственными данными и на основе закрепленных в языковой форме и отраженных в значении слова треугольник абстрактных признаков любого треугольника.
Эта предметность, эта чувственность значения, взятого как субъективное содержание знака, особенно ясно видна в процессах формирования значения у ребенка, овладевающего языком. Отсюда один из компонентов значения, несводимый ни к когнитивному, ни к коммуникативному его инварианту: то в нем, что идет от психологических процессов, стоящих «за» знаком в разных видах его использования в деятельности, а именно, мера и способ соотнесенности содержания с его «чувственным» аспектом, соотнесенность субъективного содержания с вторичными образами, с «наглядностью». Эта сторона субъективного содержания может в некоторых случаях (например, у ребенка) приобретать несвойственную ей значимость: субъективное содержание знакового образа как бы проецируется на чувственные образы, соотносимые со знаком, и деформируется в соответствии с их ограниченными (по сравнению со знаком) психологическими возможностями. Для субъекта знак как бы теряет свое идеальное содержание, сохраняя лишь то в нем, что может быть закреплено в чувственном образе и «вычерпано» из него. А так как чувственный образ в очень большой степени зависит от индивидуального опыта субъекта, то оказывается, что объективное содержание знака в известном смысле субъективируется. Человек начинает оценивать знак по мерке своего индивидуального опыта, придавать ему те характеристики, которые отражают, в сущности, лишь отношение этого человека к чувственному образу, репрезентирующему для него класс тех или иных реальных предметов и явлений. Мы будем в дальнейшем говорить в указанном смысле о чувственной окрашенности субъективного содержания. Эта чувственная окрашенность потенциально может быть большей в одних знаках и меньшей в других.
Второй компонент значения составляет то в субъективном содержании знакового образа, что идет от различных уровней осознания и различных уровней семантической экспликации этого содержания в сознании субъекта
стр 42
стр 33|оглавление|стр 34|стр 35|стр 36|стр 37|стр 38|стр 39|стр 40|стр 41|стр 42|стр 43|стр 44|стр 45