употребления знака. Другой вопрос, что как бы оно ни модифицировалось для носителя языка, в нем всегда остаются, с одной стороны, «когнитивный инвариант», то есть то, что диктуется содержанием знака — соотнесенность с «системой содержательных общественных связей», закрепленных в знаке1; с другой стороны, его «коммуникативный инвариант», то есть система операций с этим знаком, которая закреплена в нем и образует правила его употребления в составе более сложных коммуникативных структур. 

«Когнитивным инвариантом» субъективного содержания знакового образа, как явствует из сказанного ранее, является то в этом содержании, что идет от социальной деятельности, закрепленной в знаке, а «коммуникативным его инвариантом» — то, что идет от деятельности, использующей знак. Видимо, первый ближе всего к тому, что обычно называется понятием; второй же есть как раз то, что чаще всего называют значением. 

В самом общем смысле «за языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. Иначе говоря, в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, то есть в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же не «психологичны», как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними»2. В силу этого они развиваются по общественно-историческим законам, внеположенным индивидуальному сознанию. Но в то же время действительность презентиро-вана в сознании человека как означенная действительность. Значения есть форма презентации действительности в сознании. «В этой второй своей жизни значения индивидуализируются и «субъективируются», но лишь в том смысле, что непосредственно их движения в системе отношений общества в них уже не содержится; они вступают в иную систему отношений, в иное движение. Но вот что за-

 ---------------------------------------------

1Эта система не всегда полностью отражена в субъективном содержании знака. Вернее было бы сказать, она никогда не отражена в нем адекватно. 

2Леонтьев А. Н. Деятельность и сознание// Вопросы философии. — 1972.-№12.-С. 134.

 стр 40

стр 33|оглавление|стр 34|стр 35|стр 36|стр 37|стр 38|стр 39|стр 40|стр 41|стр 42|стр 43|стр 44|стр 45