разовывать систему. Применительно к языковым знакам и другим квазиобъектам, у которых, по Марксу, «материальное бытие» поглощено их «функциональным бытием», этот тезис приобретает несколько иной вид: содержательные взаимосвязи этих квазиобъектов как бы спускаются на следующий «этаж» и становятся их формальными связями; вытесняемые перенесенной на них и преобразованной в них «системой содержательных общественных связей», они сплетаются с этой перенесенной системой в новое системно-функциональное целое. 

Разница между деятельностью, рождающей «квазиобъектную» системность, и деятельностью, рождающей «объектную» системность, заключается в том, что первая есть главным образом деятельность познания, деятельность отражения, в то время как вторая прежде всего есть деятельность общения. И системность языковых знаков является именно той «равнодействующей», которая позволяет удерживать в них — разумеется, в снятом, преобразованном виде — как «систему содержательных общественных связей», так и ту систему операций, которую мы потенциально можем осуществить с этими знаками в деятельности общения, соотнося их с конкретными предметами и явлениями, указывая на них и замещая их, производя выбор наиболее подходящих знаков (в частности, наименование) и сочетая их в осмысленное целое — высказывание.

Соответственно в идеальном содержании знака можно выделить две стороны, два аспекта. Один из них есть соотнесенность идеального содержания с деятельностью познания: другой — соотнесенность его с деятельностью общения, с употреблением знаков для общения. Первый доминирует в тех случаях, когда мы актуализируем знаки в процессах общения. Оба аспекта не являются статическими компонентами содержания, абстрактными «отдельностями»: содержание знака как бы «переливается» в ту сторону, куда мы «наклоняем» наш знак. Непосредственной причиной этого является включение знака в разные системы, а сама причина коренится в различном характере целей и объективных задач, решаемых в процессе деятельности, в различии проблемных ситуаций, возникающих в этой деятельности. 

Субъективное содержание знакового образа не тождественно самому себе в различных проблемных ситуациях

стр 39

стр 33|оглавление|стр 34|стр 35|стр 36|стр 37|стр 38|стр 39|стр 40|стр 41|стр 42|стр 43|стр 44|стр 45