ка—речи», которая в гораздо большей степени, чем традиционная, удовлетворяет ряду практических потребностей, в частности, тем из них, которые связаны с обучением неродному языку.
3.4. Понятие текста в современной лингвистике и психологии
Лингвистика текста чаще всего ставит своей задачей выявить систему правил, по которым можно перейти от некоторого множества осмысленных предложений к единице высшего уровня — тексту. При этом авторы, изучающие структуру текста, обычно исходят из следующих предпосылок, иногда эксплицируемых, а иногда не формулируемых явно:
1.В качестве базисной единицы построения текста выступает предложение как семантико-синтаксическая единица. Так, Г. Я. Солганик пишет, что словесное произведение представляет собой «сцепление большего или меньшего числа предложений» [15. С. 8].
2.Соответственно правила построения текста из предложений понимают как частный случай синтаксических правил, то есть как синтаксические закономерности высшего уровня, однотипные с синтаксическими закономерностями «низших» уровней. Так, И. П. Севбо указывает, что синтаксис связного текста — «это и будет тот «высший синтаксис», который следует за учением о простом и сложном предложении» [14. С. 9].
3.Текст понимается в связи с этим как единица, входящая в ту же иерархическую систему, что и составляющие ее компоненты, но относящаяся к высшему уровню. В рамках текста как его непосредственные составляющие могут выделяться некоторые промежуточные единицы типа абзацев, рассматриваемые, однако, в рамках той же иерархической системы «суперсинтаксических» единиц.
На этом пути анализа текста исследователей ждут почти неодолимые трудности, так как даже при полной априорной уверенности в существовании правил структурной организации текста из более элементарных единиц выявить такие правила не всегда оказывается возможным. Отсюда многочисленные попытки расширить понимание этой структурной организации на уровень семантической организации текста, лишь эксплицируемой поверхност-
стр 223
стр 205 |оглавление|стр 206|стр 207|стр 208|стр 20|стр 210|стр 211|стр 212|стр 213|стр 214|стр 215|стр 216|стр 217|стр 218|стр 219|стр 220|стр 221|стр 222|стр 223|стр 224