кознания делается все более очевидной, и тем более трудно обойтись без психолингвистики при «динамической» трактовке высказывания, подходя к нему как к процессу или системе процессов.

Поэтому охарактеризуем современную психолингвистику с точки зрения тех общелингвистических следствий, которые имеет ее концептуальная система для анализа высказывания.

2.Из каких же принципов исходит психолингвистика на современном этапе ее развития (мы имеем в виду советскую науку) и в чем она видит специфику своего подхода к речи или речевой деятельности? (Мы выделяем лишь то, что представляет непосредственный интерес для «собственно лингвиста» при анализе высказывания и целостного текста).

Первое. Предметом анализа для психолингвиста является не изолированное предложение, высказывание или текст как продукты процессов речеобразования или материал для процессов речевосприятия, а сами эти процессы. Соответственно меняется и метод анализа и выделения единиц: пользуясь известным выражением Л. С. Выготского1, психолингвист занимается не «анализом по элементам» (именно за это критикует «теорию уровней» С. Д. Кацнельсон), а «анализом по единицам», причем под единицей понимается операция. Целое складывается не из сочетания и объединения отдельных элементов, а из динамической организации операций в более сложные действия и далее в еще более сложную деятельность. Применительно к речи это означает, что категории ее анализа должны иметь, хотя бы частично, статус речевых операций, а не речевых продуктов или абстракций от этих продуктов.

Второе. Всякая деятельность мотивирована и целенаправлена. Применительно к речевой деятельности это означает, что есть какая-то неречевая задача, для выполнения которой и осуществляется речевая деятельность и которая решается языковыми средствами. Высказывание или текст (об их различии см. далее) есть процесс решения такой задачи и лишь вторично — продукт или результат такого решения. Язык как система есть система средств, используемых при решении этой задачи.

----------------------------- 

1 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. - С. 46-47.

стр 212

стр 205 |оглавление|стр 206|стр 207|стр 208|стр 209|стр 210|стр 211|стр 212|стр 213|стр 214|стр 215|стр 216|стр 217|стр 218|стр 219|стр 220|стр 221|стр 222|стр 223