при помощи аппарата, выработанного первоначально для анализа формального аспекта языка. Кроме того, в подавляющем большинстве лингвистических работ функциональная структура высказывания рассматривается, как уже отмечалось, как простая актуализация языковой системы; вопрос о том, что средства, используемые при формировании конкретного высказывания (или класса высказываний), сами по себе образуют динамическую систему особого рода, вообще, как правило, не ставится (но сравните понятие «системы построения» у В. Г. Адмони).

Сказанное не означает, что в лингвистике не было и нет попыток пересмотра самого концептуального аппарата лингвистической науки с тем, чтобы найти какие-то иные принципы и методы подхода к объекту лингвистики речевой деятельности, которые позволили бы преодолеть методическую и теоретическую ограниченность ее подхода к этому объекту, расширить возможности лингвистического анализа и привести их в соответствие с теми теоретическими и прагматическими задачами, которые то и дело возникают перед лингвистикой. Говоря о теоретических задачах, мы имеем в виду прежде всего тенденцию к консолидации наук о человеке — социологии, психологии, этнографии, лингвистики и т. д., которая стала особенно заметна в последнее десятилетие и отразилась в появлении так называемых пограничных научных областей социолингвистики, психолингвистики, этнолингвистики и др. Внутри самой лингвистики эта тенденция отразилась, в частности, в лозунге «изучать говорящего человека», выдвинутом почти одновременно такими разными лингвистами, как Р. А. Будагов и В. А. Звегинцев1. Говоря о прагматических задачах, мы имеем в виду ту совокупность практических приложений лингвистики, которая с особенной четкостью определилась также в последнее время, например, приложения ее к обучению иностранным языкам, к решению специфических инженер-но-психологических задач и т. п. Вот что пишут по этому поводу авторы опубликованных недавно двух книг практической направленности. «Действительно, методика нуждается в расчленении языкового материала... Но дол-

--------------------------------------------- 

1Ср., например: «За последние два десятилетия лингвисты очень часто отделяли язык от человека. Между тем язык неотделим от человека». (Будагов Р. А. Человек и его язык. — МГУ, 1974. — С. 83). См. также: Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. — МГУ, 1973.

стр 207

стр 205 |оглавление|стр 206|стр 207|стр 208|стр 209|стр 210|стр 211|стр 212|стр 213|стр 214|стр 215|стр 216|стр 217|стр 218|стр 219|стр 220|стр 221|стр 222|стр 223