жно ли быть... расчленение именно таким, как оно сложилось в лингвистике?»1 «... До недавнего времени лингвисты очень мало интересовались... изучением специфических особенностей оформления речевого высказывания, зависящих от функционального состояния говорящего... Показателен в этом плане, с нашей точки зрения, тот факт, что среди авторов, представивших доклады на I Всесоюзный симпозиум по проблеме «Речь и эмоции» в 1974 г., оказалось меньше всего лингвистов и, пожалуй, больше всего инженеров»2.

Итак, попытки трактовать высказывание в динамике его порождения, а не как застывший продукт для лингвистики в принципе не новы. В сущности, еще Л. В. Щерба, как известно, сформулировал идею о необходимости подхода к грамматике как к «сборнику правил речевого поведения»3: мы бы сказали сейчас «система правил», но важно, что Щерба имел в виду именно речевое поведение, речевую деятельность, а не текст, взятый как самостоятельный объект лингвистики вне этой деятельности. Попытку построить последовательную систему лингвистических категорий, которая позволила бы выйти за пределы очерченного в начале статьи узкого понимания задач и содержания лингвистического анализа, осуществил С. И. Бернштейн, выдвинувший, в частности, очень важный в методологическом отношении тезис о том, что неприемлемо «...всякое определение предложения, опирающееся на анализ одних только внешних знаков»4. Можно сослаться на разработку понятия dnonciation в современной французской лингвистике; в сущности, это понятие восходит к известной мысли А. А. Потебни о «процессе сказывания».

В этой связи следует указать на тенденцию противопоставить фразе или предложению как формальной языковой единице, занимающей определенное место в системе единиц и уровней языка, высказывание как единицу par excellence функциональную, единицу реального речепо-

----------------------------------

1Ильин М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 19.

2Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. — Днепропетровск, ДГУ, 1975. — С. 24.

3Щерба Л. В. Очередные проблемы языковедения// Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1,—ЛГУ, 1958. —С. 113. 

4Бернштейн С. И. Основные понятия грамматики в освещении А. М. Пешковского// В кн.: Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. 6-е изд. — М.: Учпедгиз, 1938. — С. 31.

стр 208

стр 205 |оглавление|стр 206|стр 207|стр 208|стр 209|стр 210|стр 211|стр 212|стр 213|стр 214|стр 215|стр 216|стр 217|стр 218|стр 219|стр 220|стр 221|стр 222|стр 223