ся раз и навсегда заданной жесткой схемой операций. Любая деятельность, в том числе речевая, по самой своей сущности эвристична1, и опять-таки совершенно прав С. Д. Кацнельсон, когда он говорит, что «операции, совершаемые механизмами речи в процессе ее порождения, не могут... носить во всех случаях абсолютно “жесткий”, автоматический характер. Они необходимо перемежаются с вероятностными операциями, в ходе которых совершается отбор одного из возможных путей продолжения процесса»2. Добавим: не только в процессе порождения, но и в процессе восприятия речи; тот же принцип действует и при формировании самой речевой способности (языковой компетенции) у ребенка.
Возвращаясь к тому, что было названо выше системой функциональных блоков, можно выявить основные компоненты этой системы: от определения темы и стратегии сообщения (С. Д. Кацнельсон) или, что то же, формирования внутренней программы речевого действия (А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова-Ахутина) или замысла (Н. И. Жинкин), причем определения чаще всего бессознательного и осуществляемого в универсальном психологическом коде, к последовательному расчленению и уточнению этого замысла при помощи наличных в данном языке и пригодных для данной цели содержательных и формальных категорий и конструкций вплоть до окончательного языкового оформления конечного продукта. Исключительно важно, однако, подчеркнуть, что этот продукт не дан нам с самого начала ни в каком виде; речевая деятельность — процесс творческий, а не простое перекодирование «смысла» в «текст», как работа гончара не есть «перекодирование» куска глины в готовую чашку. С точки зрения психолога эту схему следует дополнить еще двумя звеньями — начальным (ориентировка в условиях деятельности, которая и обеспечивает выбор той или иной стратегии) и конечным (контроль за протеканием и результатом деятельности, то есть система обратных связей на различные этапы процесса порождения, в результате чего конкретные пути его осуществления могут варьироваться даже в ходе самого процесса) . Но для лингвиста эти два этапа представляют меньший интерес.
--------------------------------
1См. об этом: Леонтьев Я. А. Эвристический принцип в порождении, восприятии и формировании речи// Вопросы психологии. — 1974. — №5.
2Кацнельсон С. Д. Указ. соч. — С. 121.
стр 214
стр 205 |оглавление|стр 206|стр 207|стр 208|стр 209|стр 210|стр 211|стр 212|стр 213|стр 214|стр 215|стр 216|стр 217|стр 218|стр 219|стр 220|стр 221|стр 222|стр 223