зависимости от типа текстов. Если умения восприятия художественного текста относительно хорошо исследованы6, то применительно к адекватному восприятию других типов текста о них известно гораздо меньше. Существуют, конечно, общие методики, позволяющие в той или иной степени оценить подготовленность читателя к восприятию текста. Сошлемся хотя бы на психолингвистическую методику социологического исследования, разработанную Т. М. Дридзе7. Но тем не менее вопрос в значительной мере остается открытым.

 Надо сказать и о формальных умениях, то есть о технике чтения. Проблемы техники чтения стоят не только применительно к скорочтению и аналогичным задачам. Возникает целый ряд проблем и в системе психологии восприятия массовой коммуникации, в том числе в системе восприятия книги, которые требуют исследования стратегий формального оперирования с текстом. Так, существует крайне острая проблема закономерностей восприятия текста школьного учебника: очевидно, что само это восприятие и даже характер текста связаны со степенью владения техникой чтения.

 Сейчас разработана электроокулографическая методика, которая позволяет с достаточной степенью достоверности регистрировать технику чтения8. И хотя эта методика была создана применительно к чтению газеты, вернее к возможностям прослеживания движения глаза по газете, она, по-видимому, может быть модифицирована и для других целей.

 Следующая задача — как вообще работать с текстом. Для того чтобы анализировать взаимоотношения текста и читателя, нужно иметь некоторую методику работы с самим текстом. В этом отношении прежде всего следует отметить методику смыслового предикативного анализа текста9, которая в последнее время была отработана в целом ряде экспериментальных исследований и, на наш взгляд, может служить одной из основ будущего комплексного психологического исследования процесса чтения.

 Остановимся на еще одной очень существенной проблеме. Говоря о необходимости изучения социальных функций книги, можно поставить вопрос: а владеем ли мы методиками и категориальной системой, позволяющими описывать деятельность чтения с социальной точки зре-

 стр 193

стр 185 |оглавление |стр 187|стр 188|стр 189|стр 190|стр 191|стр 192|стр 193|стр 194|стр 195|стр 196|стр 197