книги, по оглавлению книги, по части текста и по целому тексту.

 Столь кратко охарактеризованные имеющиеся методики можно и должно соединить в некоторое единое целое, формализовать, вынести в реальное полевое исследование, — большая часть из них к этому уже готова.

 Коррелируя психологические данные с данными других исследований, особенно в области социологии и социальной психологии, мы сможем получить некоторое единое представление о процессе деятельности читателя. И особенно важным кажется здесь то, что, быть может, станет возможным поставить в ходе этого комплексного анализа проблему книги как психологического целого. Ведь до сих пор исследователи чаще всего работали не с книгой как некоторым целым, а с отдельными ее характеристиками, возникающими в сознании читателя, а если и занимались комплексным исследованием, то отдельного, «вырванного» из книги текста. Видимо, на современном этапе исследования психологии чтения очень важно поставить именно задачу исследования книги как некоторого психологического единства — не только книговедческого, не только структурного, — но единства с точки зрения читателя, читательской аудитории.

 1-2 Вальдгард С. Л. Очерки психологии чтения. — М.- Л, 1931. —С. 21.

 3См., например: Книга и чтение в жизни небольших городов. -М., 1973.

 4 См. дипломную работу Т. А. Борисовой: Влияние дистанции на смысловое восприятие текста (Факультет психологии МГУ, 1973).

 5См.: Батов В. И., Сорокин Ю. А. К вопросу о применении метода семантического дифференциала для установления авторства текстов// В кн.: Общая и прикладная психолингвистика. — М., 1973; Сорокин Ю. А. Смысловое восприятие текста и библиопсихология. Автореф. канд. дис. — М., 1973.

 6См., например: Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. — М., 1972; Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. — М., 1972.

 7Дридзе Т. М. Язык информации и язык реципиента как факторы информированности// В кн.: Речевое воздействие. — М., 1972. См. также: Клецкая 3. М. Некоторые вопросы методики исследования уровня развития читателей младшего шко-

 стр 195

стр 185 |оглавление |стр 187|стр 188|стр 189|стр 190|стр 191|стр 192|стр 193|стр 194|стр 195|стр 196|стр 197