способов и уровней оперирования с текстом. И все это является предметом психологического изучения.

 Уместно остановиться на более конкретных психологических задачах и методах, возникающих при исследовании чтения.

 Рассмотрим в первую очередь то, что представляется главным: выявление реальной типологии текстов и ее взаимоотношения с типологией читателей, возможность активной ориентации типа текста на тип читателя. Традиционная типология текстов имеет дело скорее с книговедческими характеристиками, с наиболее общими формальными характеристиками данного типа текста. Опираясь на экспериментально-психологическую основу и прежде всего на психолингвистические методики семантического шкалирования текстов5, ее можно, по-видимому, в какой-то степени расчленить.

 Первым этапом исследования будет выявление разных типов оценки одного и того же объекта (книги или какого-либо другого текста) нерасчлененным пока континуумом читателей. На этом этапе тип текста мы будем считать заданным. В результате получим объективное разделение множества читателей на подмножества по способу оценки, по применяемым критериям. Эти данные на втором этапе могут быть использованы для того, чтобы посмотреть, как определенные типы текстов взаимодействуют с разными читательскими группами. И, наконец, на третьем этапе полученные данные могут позволить изменить саму систему типов текстов, изменить структуру потока информации. Было бы исключительно важно разработать рекомендации относительно характеристик тех текстов, которые мы, имея конкретную задачу социально-психологического, социологического и идеологического воздействия, даем определенной читательской группе, определенному типу читателей. И если иметь в виду распространение книги, то возникает вопрос — какие признаки данной книги, данного типа книг должны быть в работе библиотек «рекомендующими» признаками этой книги, этого типа книг, то есть что в этой книге для данной категории читателей является наиболее привлекательным, стимулирующим читательскую потребность, интерес к ней.

 Далее возникает задача воспитания читательских умений, адекватных способности эффективного восприятия данного типа текста. Эта проблема может варьироваться в

 стр 192

стр 185 |оглавление |стр 187|стр 188|стр 189|стр 190|стр 191|стр 192|стр 193|стр 194|стр 195|стр 196|стр 197