отношению к некоторым видам книги — выражена явно недостаточно.

 Отсюда вытекает вторая задача — расширение содержания чтения, с которой тесно связана задача сознательного направления читательских интересов.

 Очень важной проблемой является совершенствование культуры чтения. Речь идет о формировании у читателя навыков чтения, умений смыслового восприятия книги (впрочем, имеется в виду не только восприятие на уровне содержания, но собственно процесс чтения, его эффективность в личностно-психологическом и в социально-психологическом отношении).

 И, наконец, как известное следствие всех этих задач и проблем выступает еще одна — организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги (текста) на определенную категорию читателей, с тем чтобы вся система задач идеологического и социально-психологического воздействия при помощи книги была оптимальным образом удовлетворена.

 Естественно, что для успешного решения этих задач и проблем требуется организация множества исследовательских работ, которые, надо сказать, сейчас ведутся достаточно широким фронтом. Прежде всего это касается социологических исследований. Хотелось бы, однако, уточнить, каково реальное содержание этих исследований, что они дают и что дать не могут. Прежде всего изучаются читательские предпочтения, потребность в книге определенного типа, реальный круг чтения, то есть вопросы, так или иначе относящиеся к статистике чтения. Здесь учитывается, как влияют на чтение социально-демографические факторы, как взаимосвязана деятельность читателя книги с другими видами деятельности по восприятию массовой коммуникации. Но эти результаты, чрезвычайно практически значимые, все-та-ки, конечно, не исчерпывают всех стоящих перед исследователями чтения научных задач, которые столь важны для успешного руководства чтением.

 Во-первых, надо отметить, что статистическая достоверность данных социологии имеет одну своеобразную сторону. Дело в том, что практически они дают нам возможность оперировать с неким усредненным читателем, с наиболее общими его признаками. Мы можем установить корреляции между какими-то характеристиками читателя

 стр 188

стр 185 |оглавление |стр 187|стр 188|стр 189|стр 190|стр 191|стр 192|стр 193|стр 194|стр 195|стр 196|стр 197