льного возраста//В кн.: Проблемы чтения и формирование человека развитого социалистического общества. Научная конференция. Тезисы докладов и сообщений. — М., 1973. — С. 166-169.

8 См., дипломную работу В. В. Мельникова: Исследование стратегии чтения газеты (Факультет психологии МГУ, 1972).

9 См., например: Дридзе Т. М. Указ. соч.; Борисова Т. А. Указ. соч.

10 См.: Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974.

11 См.: ШерковинЮ. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. — М., 1973.

12 Брудный А. А. Понимание как компонент психологии чтения// В кн.: Проблемы чтения и формирование человека развитого социалистического общества. — С. 121—124.

13 Сошлемся, например, на сб. «Лингвистика текста» (М., 1971)

14 Кузьменко О. Д. Стратегия и тактика чтения и категории чтецов// В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в печати).

 3.2.Эволюция звука

 ... Древние греки верили, что полевые мыши умеют читать, и поэтому выцарапывали на камнях обращение с просьбой обойти их поле стороной. У большинства народов мира сохранились легенды о силе не только речи, но и звука. Фольклор русского народа донес до наших дней сказки, герои которых одержимы страстью наряду с разными науками и языками разных народов постичь и язык птиц и зверей. В одной из сказок, например, родители отправляют своего сына «учиться на разные языки к одному мудрецу, чтобы по-всячески знал: птица ли запоет, лошадь ли заржет, овца ли заблеет».

 Как и человек, животное живет в мире звуков. Это звуки мертвой природы — шум ветра, рев водопада, грохот обвала. Это звуки, издаваемые животными, — пение птиц, крик обезьяны-ревуна, рычание тигра. Это звуки, порождаемые человеком и вещами, им созданными.

 Тот же звуковой мир — и в то же время совершенно иной: животное как бы отделено от этого мира непроницаемой психологической стеной, фильтром, пропускающим звуки лишь избирательно. Животное слышит и не слышит эти звуки: они не существуют для него, если не связаны в его психике с чем-то жизненно важным: если не имеют сигнального значения.

 стр 196

стр 185 |оглавление |стр 187|стр 188|стр 189|стр 190|стр 191|стр 192|стр 193|стр 194|стр 195|стр 196|стр 197