В-четвертых, социологическим исследованиям свойственна известная нединамичность. Огромные затраты труда, необходимые для проведения социологического исследования, в итоге дают, так сказать, моментальную фотографию, моментальный снимок. Но для задач психологического воздействия на читателя особенно важен как раз динамический аспект этого воздействия, важно непосредственно проследить, каким образом изменение тех или иных факторов процесса чтения, та или иная организация этого процесса отражаются на эффективности руководства чтением. И здесь, по-видимому, надо искать какие-то другие, более оперативные методы изучения эффективности процесса чтения. Такими прежде всего являются психологические методы.
У нас в стране психологические исследования чтения ведутся, как известно, уже давно и дали в ряде случаев существенные результаты. Можно назвать имена таких известных специалистов в области психологии чтения, как О. И. Никифорова, П. М. Якобсон, JI. И. Беляева. Эти исследования заложили серьезную основу для комплексного психологического, социально-психологического или, можно даже сказать, социологиче-ски-психологического изучения процессов чтения. Но следует сделать тем не менее несколько замечаний по поводу проведенных или ведущихся исследований подобного рода.
Прежде всего эти исследования специализированы на читательских интересах, потребностях, мотивах и базируются, как правило, на данных общей и социальной психологии, в частности, на результатах изучения типологиза-ции личности. Однако, насколько можно судить по имеющимся публикациям, такое включение психологии чтения в систему общепсихологических и социально-психологических исследований недостаточно, поскольку в их основе лежит, условно говоря, индивидуальная психология. При этом обычно используется типология, так сказать, изолированных читателей, в то время как социально-психологическая обусловленность того или иного типа читателей остается не выявленной. Другими словами, акцент делается на рассмотрении личного опыта читателя, в значительно меньшей мере учитывается влияние его социального опыта.
стр 190
стр 185 |оглавление |стр 187|стр 188|стр 189|стр 190|стр 191|стр 192|стр 193|стр 194|стр 195|стр 196|стр 197