3.1.Место психологии в современной науке о чтении

 Общеизвестно, что книга может рассматриваться с разных позиций, с разных точек зрения, может быть объектом разных наук.

 В рамках книговедения она обычно предстает в виде некоторого структурного единства, и лишь частично отражаются процессы функционирования книги в обществе, проблемы чтения и т.д. В рамках социальной психологии основным является подход к книге как к одному из звеньев системы «книга-читатель» или, что, видимо, более правильно, системы «книга-общество», то есть подход с точки зрения социальных функций книги в обществе. С течением времени социальная значимость книги в нашем обществе повышается, хотя и раздаются голоса, что происходит частичное вытеснение книги различными средствами массовой коммуникации.

Место книги во всей системе средств идеологического воздействия определяется тем, что книга, как это очень хорошо отметил еще С. JI. Вальдгард, есть высший тип инструмента социального общения1 . Возросший культурный и образовательный уровень советского читателя вызывает необходимость в более направленном, более дифференцированном руководстве чтением. Обострение идеологической борьбы в настоящее время в свою очередь диктует необходимость дифференцированного и глубинного воздействия на сознание читателя. Мы не можем пассивно изучать, как человек читает. Наша задача — организовать чтение советских людей, осуществлять посредством книги социальное, социально-психологическое, педагогическое воздействие на читателя, на читательскую аудиторию.

 Если мы ставим задачу активного воздействия на читателя, задачу руководства чтением, то, по-видимому, надо более или менее четко определить, каковы основные направления такого руководства с точки зрения социально-психологической и общепсихологической, какие задачи или проблемы с ними связаны.

 Прежде всего это, конечно, воспитание потребности в чтении, поскольку у многих социально-демографических групп в нашем обществе эта потребность — особенно по

 стр 187

стр 185 |оглавление |стр 187|стр 188|стр 189|стр 190|стр 191|стр 192|стр 193|стр 194|стр 195|стр 196|стр 197