Далее, исследование читательских интересов, мотивов, потребностей в основном идет через осознание читателем того, что и как он читает. Это прежде всего психология прямых читательских оценок и мнений. Но если некто говорит, что ему интересна та или иная книга, это еще не значит, что она ему действительно нравится, если некто называет тот или иной мотив чтения, то это еще не значит, что данный мотив действительно занимает то место в его системе мотивов, которое он отметил. По-видимому, должны быть какие-то иные психологические методики, которые позволяли бы не путем выяснения только мнений самого читателя, а и объективно, экспериментально выявлять те же самые вещи.

 Кроме того, психологические исследования чтения оказываются сосредоточенными преимущественно на одном виде литературы, а именно — на художественной литературе. Конечно, само по себе это чрезвычайно интересно, поскольку художественная литература — самый сложный из видов литературы. Художественное восприятие книги наиболее трудно изучать психологически. Но ведь есть и другие типы текстов, другие виды книг, изучать воздействие которых на личность не менее важно. А методы, хорошо работающие на художественной литературе, совершенно не обязательно будут так же адекватно работать, скажем, на литературе общественно-политической или научно-популярной.

 И, наконец, очень важно изучать не только интересы, потребности, мотивы, но и возможности, способы удовлетворения этих потребностей, мотивов и интересов. Чтобы восприятие книги было эффективным, нужно уметь понять ее, читатель должен владеть умениями смыслового восприятия текста данного типа. Но чтобы понять, он, в свою очередь, должен просто-напросто уметь прочитать текст, что совсем не так просто, как иногда кажется. Экспериментально доказано, что разные типы текстов требуют разных способов чтения, разных стратегий получения из них смысловой информации4. Проблема так называемого быстрого чтения, о которой так много и, к сожалению, чаще всего бесплодно у нас говорят, — в сущности, проблема выработки у читателя адекватной данному виду текста стратегии чтения.

 Поэтому возникает сложнейшее переплетение различных видов текста, различных задач чтения, различных

 стр 191

стр 185 |оглавление |стр 187|стр 188|стр 189|стр 190|стр 191|стр 192|стр 193|стр 194|стр 195|стр 196|стр 197