и тем, что он читает, но внутренний механизм этой корреляции остается все же нераскрытым социологическими методами. И, наконец, социология дает возможность изучить все то, что предшествует процессу чтения, и то, что следует за ним. Сам процесс чтения остается за рамками социологии. А между тем именно соотношение процесса чтения и, с одной стороны, тех потребностей, мотивов, которые предшествуют этому процессу, а с другой, тех оценок, которые рождаются в результате чтения, представляет очень большой научный и практический интерес. Ибо как раз изучение этого соотношения может дать нам ключ к вскрытию не просто некоторых корреляций, а их внутреннего психологического механизма. Одним словом, социология чтения, которая, надо отдать ей справедливость, находится сейчас у нас в стране на очень высоком уровне и решает важные социальные и научные задачи3, по самой своей природе на некоторые вопросы ответа дать не может.
Во-вторых, социология предоставляет массовые результаты, общие характеристики. Но очень важно изучить вопрос о том, как связан процесс деятельности читателя со структурой личности человека. Это особенно важно знать при исследовании воспитательной функции книги, ее роли в воспитании сознательности. Именно анализ на уровне целостной личности, — который социология осуществляет также, но лишь в меру своих возможностей, — сейчас является очень важной задачей. Ведь все потребности, мотивы, интересы, все умения и навыки, с которыми мы работаем, когда занимаемся чтением, взаимосвязаны в структуре личности, — и этого нельзя упускать из виду.
В-третьих, имеет место определенная несопоставимость результатов социологических исследований. Это отнюдь не значит, что они в принципе несопоставимы, тем более что сейчас активно ведется работа по унификации социологических методик, по объединению ведущихся и планируемых социологических исследований в сфере идеологии. Но при всем этом результаты социологического исследования дают лишь изолированные характеристики, они не рисуют нам, как правило, картины развития сознания читателя и развития общественного сознания читательской аудитории. Они показывают эволюцию только некоторых характеристик, некоторых зависимостей.
стр 189
стр 185 |оглавление |стр 187|стр 188|стр 189|стр 190|стр 191|стр 192|стр 193|стр 194|стр 195|стр 196|стр 197