ризации. Мое бытие — процесс экстериоризации, включенный в бесконечный диалог с людьми и вещами.
Аналитическое изучение процессов бытия человека-в-мире и отражения этого бытия в его психике необходимо, но оно, говорит Леонтьев, предполагает обязательное «возвращение к построению в сознании индивида образа внешнего многомерного мира, мира как он есть, в котором мы живем, в котором мы действуем, но в котором наши абстракции сами по себе не «обитают»...» (там же. С. 255).
Психология деятельности? Ее нет. И никогда не было ни для Выготского, ни для Леонтьева. Была психология «деятельности-сознания-личности». И оба они, и Выготский, и Леонтьев, шли одним и тем же путем: от сознания к деятельности и, наконец, к личности как основному и подлинному объекту психологического исследования: к личности не как таковой, а как динамической, изменчивой системе отношений человека и мира, определяющей и познание, и действие, и их связь в единой психологической структуре.
Оба подошли к построению новой концептуальной системы — и оба не успели ее построить. Это и есть, как представляется, та ближайшая задача, поиск решения которой может одухотворить развитие психологии на протяжении следующего десятилетия. Психологии, увы, сегодня в большой мере превратившейся из науки о бесконечно развивающемся человеке в бесконечно меняющемся мире, из науки о деянии свободной творческой личности, в науку о деятельности ограниченного и ригидного сознания.
...«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я...» (Фил., 3, 12).
Литература
1.Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. — М., 1986.
2.Выготский Л. С. Педология подростка. Вып. 2. — М.-Jt., 1931.
3.Выготский Л. С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже// Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.-Л., 1932.
4.Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости//Умственно отсталый ребенок/Под ред. Л. С. Выготского. — М., 1935.
стр 112
стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114