ния? В известной степени такие методики, такая категориальная система содержатся в новой области общей психологии, называемой психологией общения10. Думается, весьма важно привлечь к исследованию чтения, включить в эти исследования то, что уже сделано по проблемам восприятия массовой коммуникации, в частности, по проблеме социально-групповой обусловленности этого восприятия, по управлению эффективностью массовой коммуникации. Большую роль может сыграть здесь исследование социально-психологических характеристик реципиента, которые формируют его отношение к данному типу книги, к данному тексту11.

 Среди целого ряда разработанных методик оценки уровня понимания, уровня смыслового восприятия текста укажем только на две. Первая из них, предложенная А. А. Брудным12, основана на восстановлении разрушенного текста: из отдельных кусков, на которые некоторый текст разделяется, испытуемый должен составить связный текст. Здесь выявляется масса интереснейших и личност-но-психологических, и социально-психологических факторов, определяющих путь решения задачи, что позволяет подойти в известной мере к проблеме целостности текста. Возникает вообще вопрос о том, как можно изучать текст. В рамках современной лингвистики и психолингвистики проблемы текста сейчас очень интенсивно разрабатываются. Однако границы статьи не позволяют остановиться на этом подробнее13.

 Вторая методика, о которой я хочу упомянуть, разработана О. Д. Кузьменко14. Она основывается на исследовании понимания в условиях психологических помех. Экспериментатор искусственно усложняет понимание и смотрит, как при возникших обстоятельствах оно меняется.

 Следующая проблема, о которой уже отчасти говорилось, — исследование соотношения потребностей, мотивов, интересов и реальной деятельности чтения, реальной эффективности чтения, вообще исследование деятельности чтения во всей ее психологической целостности15. Думается, что в рамках методики семантического шкалирования можно найти подход к решению этого вопроса путем анализа и взаимного соотнесения системы оценок текста по общей характеристике типа текста, по названию

 стр 194

стр 185 |оглавление |стр 187|стр 188|стр 189|стр 190|стр 191|стр 192|стр 193|стр 194|стр 195|стр 196|стр 197