знавательным процессам; «понятия суть надстройки нац физическими данными, они — способы упорядочения... сенсорных данных»19.
Но сказанное выше о роли орудий и знаков в формировании специфически человеческого поведения в весьма большой степени относится и к процессам восприятия, и другим компонентам познавательной способности человека. Это выражается в том, что фактор опыта выступает в процессах восприятия отнюдь не только во внешнем, сенсорном, звене воспринимающей системы, как это обычно предполагается, кстати, и психолингвистами20: его основная роль заключается в организации эффекторного звена этой системы21. Главное здесь то, что язык выступает в качестве опосредствующего звена деятельности восприятия и непосредственно обусловливает эту деятельность. «Процесс словесного обозначения в опознании... понимается не как особый, отделенный от восприятия процесс последующей обработки его продукта мышлением, а как процесс, включенный в деятельность самого восприятия... Ведь опознание, то есть собственно восприятие объекта, необходимо требует соотнесения получаемой предынфор-мации с эталоном, который у человека хранится в обобщающих системах, имеющих языковую основу. Такие эталоны являются не только адресатом для поступающей пре-дынформации, но выполняют и функцию управления процессами опознания»22.
Из всего этого видно, что язык не просто облегчает, уточняет, форсирует категоризацию внешнего мира индивидом. Он выступает как сила, опять-таки формирующая эту категоризацию, вносящая в нее принципиально новое начало: «ребенок вынужден реорганизовать свой способ видеть и воображать вещи, чтобы иметь возможность использовать язык для обозначения того, что он знает»23; но сама эта реорганизация производится при помощи языка. Сто лет назад Штейнталь сказал: «Чтобы думать, надо уметь говорить»24. Чтобы воспринимать, тоже надо уметь говорить, по крайней мере если мы имеем в виду человеческий способ видеть вещи. Ведь человек видит вещи именно как «социальные вещи», проецируя на них знание их объективных свойств. Чтобы иметь возможность выделить предмет из окружающего мира как носитель таких объективных свойств, его нужно осознать; чтобы его осознать, его нужно обозначить.
стр 17
стр 7|оглавление|стр 9|стр 10|стр 11|стр 12|стр 13|стр 14|стр 15|стр 16|стр 17|стр 18|стр 19