строение»13, что и обеспечивает широкие возможности компенсации нарушенных функций. Эти соображения А. Н. Леонтьева восходят к известному положению Выготского о том, что «человеческий мозг обладает новым по сравнению с животным локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческого сознания»14.

По Выготскому — Леонтьеву — Лурия15, специфически человеческие психические способности обслуживаются как раз механизмами этого типа, формирующимися в ходе жизни человека в обществе (мы еще остановимся на способе этого формирования) и отнюдь не сводящимися к механической актуализации заложенных в индивидах готовых принципов развития. Но, следовательно, альтернатива, из которой исходит Леннеберг и др. (сравните: «индивид не служит пассивным средством или каналом, через который передается информация»)16, неверна, противопоставление «рационалистской» и «эмпирической» точек зрения, пущенное в ход Хомским, некорректно. Альтернативой «эмпиризму» является не обязательно «рационализм»: возможны и другие подходы, один из которых разделяем и мы.

Мы только что упомянули о формировании функциональных органов, противопоставив его актуализации врожденных структур. Важно подчеркнуть теперь, что процесс развития психических функций и способностей, обслуживаемых «функциональными органами», в корне отличен как от процесса развертывания биологически унаследованного поведения, так и от процесса приобретения индивидуального опыта. Он осуществляется в специфической форме овладения каждым индивидом общественно-исто-рическим опытом, коллективным знанием социума. «Перед вступающим в жизнь индивидом... мир предметов, воплощающих человеческие способности, сложившиеся в процессе развития общественно-исторической практики... Чтобы эта человеческая сторона окружающих объектов открылась индивиду, он должен осуществить активную деятельность по отношению к ним, деятельность, адекватную (хотя, конечно, и не тождественную) той, которую они в себе кристаллизовали. Это, разумеется, относится... и к языку. Другое условие состоит в том, чтобы отношения индивида к миру человеческих объектов были опосредствованы его отношениями к людям, чтобы они были включены в процесс общения... Индивид, ребенок

стр 15

стр 7|оглавление|стр 9|стр 10|стр 11|стр 12|стр 13|стр 14|стр 15|стр 16|стр 17|стр 18|стр 19