видно, что субъектом этой эволюции, равно как и вообще взаимоотношений с природой, является не человеческий индивид, а человеческий род как целое, социум. С биологической средой взаимодействует не отдельный человек, а человеческое общество в целом; именно поэтому внутри этого общества теряют силу такие законы эволюции, как, например, закон естественного отбора. Недаром название самого морального принципа, отрицающего правомерность, «естественность» естественного отбора, — мы имеем в виду гуманизм, — произведено от имени человека.

Сказанное распространяется не только на практическую, трудовую деятельность человека, опосредствуемую орудиями труда, но и на его теоретическую, в первую очередь, познавательную деятельность, опосредствуемую тем, что Л. С. Выготский называл «психологическими орудиями», то есть знаками. «Будучи включено в процесс поведения, психологическое орудие так же видоизменяет все протекание и всю структуру психических функций , как техническое орудие видоизменяет процесс естественного приспособления, определяя форму трудовых операций»7. И точно также, как орудие вместе со скрытыми, опредмеченными в нем трудовыми навыками и умениями привносится в практическую деятельность индивида «снаружи» (ребенку дают в руки ложку и учат пользоваться ею), так «снаружи» привносится в его речемыслительную деятельность знак, слово вместе с опредмеченными в нем способами использования этого знака, то есть с его значением.

Но значит, говоря о человеке как о биологическом существе, игнорируя то, что субъектом в его взаимоотношениях с природой, с окружающей действительностью выступает не индивид, а социум (или, точнее, индивид как представитель социума, как носитель социальных, а не только биологических признаков), мы допускаем не только философскую, но и собственно психологическую некорректность. Между тем в проблеме «врожденности» языковой способности мы сталкиваемся именно с таким биологизирующим пониманием.

Напомним в двух словах точку зрения Э. Леннеберга по этому вопросу. Наследственность, по его мнению, обеспечивает индивиду «готовность к языку» (language-re-adiness), в которой мы находим «латентную языковую структуру» (latent language structure); приобретение чело-

стр 12

стр 7|оглавление|стр 9|стр 10|стр 11|стр 12|стр 13|стр 14|стр 15|стр 16|стр 17|стр 18|стр 19