не просто брошен в человеческий мир, а вводится в этот мир окружающими людьми, и они руководят им в этом мире»17. А значит, общество участвует в формировании человеческих способностей не только и не столько в форме «языковой среды», сколько как активная формирующая сила.
Отмеченный ранее опосредствованный характер специфически человеческих видов деятельности представляет собой обратную сторону этого процесса активной «социализации» «натуральных» процессов в результате включения в эти процессы предметов и явлений внешнего мира с опредмеченными в них человеческими способностями. Если при «натуральном» типе взаимоотношений с окружающим миром, характерном для животного, единственным регулятором этих взаимоотношений является его индивидуальный опыт (видовой уже дан ему в готовом виде), то при «социальном» типе, характерном для человека, его отношения с действительностью регулируются в первую очередь общественным опытом, закрепленным в орудии труда или психологическом орудии (знаке) в виде его функции — тех способностей и умений, которые могут быть сформированы и осуществлены при помощи этого орудия. Те «натуральные» процессы, которые опосредуются, «социализуются» при введении в них орудий и знаков, сами по себе врожденны или по крайней мере могут быть актуализованы уже при сигнальном, а не формирующем воздействии внешнего мира; введение в них «социальных вещей» заставляет человека перейти на новый способ физиологического обеспечения этих процессов.
По-видимому, деятельность человека уже на ранних этапах ее онтогенеза имеет психофизиологическую специфику, совершенно не поддающуюся интерпретации в популярных терминах теории «врожденных идей». Как говорил Выготский, «система активности ребенка определяется на каждой данной ступени и степенью его органического развития, и степенью его овладения орудиями. Две различные системы развиваются совместно, образуя, в сущности, третью систему, новую систему особого рода»18.
Обратившись еще раз к книге Леннеберга, мы найдем там указание на то, что между формированием понятий у человека и генерализацией стимулов у животных имеется «субстанциональное» различие. Оно заключается, по Леннебергу, в том, что «слова привешивают ярлычки» к по-
стр 16
стр 7|оглавление|стр 9|стр 10|стр 11|стр 12|стр 13|стр 14|стр 15|стр 16|стр 17|стр 18|стр 19