Темпы развития человека совершенно не сравнимы с темпами эволюции в животном мире: за время, прошедшее от появления первого каменного топора на деревянной ручке до первого полета человека в космос, лошадь, например, едва успела сменить три пальца на копыто. Но при таких невероятных темпах эволюции морфологические признаки человека по существу не изменились: если бы можно было одеть кроманьонца в европейский костюм и пройти с ним по улицам Лондона, никто, пожалуй, и не обернулся бы. Значит, эволюция вида «человек» протекала в какой-то иной, а не в биологической сфере, и накопление видовых признаков, видового опыта происходило не в форме морфологических изменений, а в какой-то иной. Эта сфера — сфера социальной жизни человека, эта форма — закрепление достижений человеческой деятельности в общественно-историческом опыте человечества. Теперь видовой опыт отражается не в изменении, скажем, строения руки человека, а в изменении того орудия, которым рука действует, то есть закрепленных в этом оружии, обобщенных в нем приемов и способов действия с ним. «В орудиях труда человек приобретает как бы новые органы, изменяющие его анатомическое строение. С того времени, как он возвысился до их употребления, он придает совершенно новый вид истории своего развития: прежде она, как у всех остальных животных, сводилась к видоизменениям его естественных органов; теперь она становится прежде всего историей усовершенствования его искусственных органов»5.
Оттого и темпы эволюции человека несоизмеримы с темпами эволюции у животных, что человек никогда не сталкивается с природой, как животное, один на один (даже Робинзон Крузо на своем острове имел в своем распоряжении многовековой опыт всего человечества). Отношение человека к природе опосредовано его отношением к обществу, он всегда может вволю черпать из кладовой общественного опыта и потому не нуждается в том, чтобы испытать все «на своей шкуре»: он всегда как бы на шаг опережает природу, не давая ей застать себя врасплох, в то время как животное на шаг отстает от природы. Человек учится на ошибках — а еще больше на достижениях — других людей, животное — на своих.
Но если принять тот тезис, что эволюция человека есть прежде всего эволюция его искусственных органов6, то оче-
стр 11
стр 7|оглавление|стр 9|стр 10|стр 11|стр 12|стр 13|стр 14|стр 15|стр 16|стр 17|стр 18|стр 19