Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана.

Модификация В. В. Бойко

Ниже предлагается опросник, который фиксирует сте­пень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий ответ.

Удовлетворены ли Вы:

Полнос­тью удовлет­ворен

Скорее удовлетворен

Затруд­няюсь отве­тить

Скорее не удовлет­ворен

Полнос­тью не удовлет­ворен

1

2

3

4

5

6

1. Своим образованием.

         

2. Взаимоотношения­ми с коллегами по работе.

         

3.Взаимоотношениями с администрацией на работе.

         

4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (паци­енты, клиенты, уча­щиеся и т.п.).

         

5. Содержанием своей работы в целом.

         

6. Условиями профес­сиональной деятель­ности (учебы).

         

7. Своим положением в обществе.

         

8. Материальным по­ложением.

         

9. Жилищно-бытовы­ми условиями.

         

10. Отношениями с супругом(ой).

         

 

Удовлетворены ли Вы:

Полнос­тью удовлет­ворен

Скорее  удовлет­ворен

Затрудняюсь отве­тить

Скорее не удовлет­ворен

Полнос­тью не удовлет­ворен

1

2

3

4

5

6

11. Отношениями с ре­бенком (детьми).

         

12. Отношениями с родителями.

         

13. Обстановкой в об­ществе (государстве).

         

14. Отношениями с друзьями, ближай­шими знакомыми.

         

15. Сферой услуг и бытового обслужи­вания.

         

16. Сферой медицинс­кого обслуживания.

         

17. Проведением до­суга.

         

18. Возможностью про­водить отпуск.

         

19. Возможностью вы­бора места работы.

         

20. Своим образом жизни в целом.

         

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 бал­лов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: пол­ностью удовлетворен — 0, скорее удовлетворен — 1, затруд­няюсь ответить — 2, скорее не удовлетворен — 3, не удов­летворен полностью — 4.

Если методика используется для выявления показате­ля у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу, 2) подсчитать сумму этих произведений, 3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).

В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкрет­ный пункт.

Интерпретация результатов.

Выводы об уровне соци­альной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности :

3,5 - 4балла — очень высокий уровень фрустрирован­ности;

3,0 - 3,4— повышенный уровень фрустрированности;

2,5 - 2,9— умеренный уровень фрустрированности;

2,0 - 2,4— неопределенный уровень фрустрирован­ности;

1,5 - 1,9— пониженный уровень фрустрированности;

0,5 - 1,4— очень низкий уровень;

0 - 0,5 — отсутствие (почти отсутствие) фрустри­рованности.

Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики.

Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое на­строение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональ­ные состояния имеют ряд общих признаков:

- личность практически не реагирует на внешние воз­действия иначе, как при помощи дезорганизующего эмо­ционального состояния. Оно может еще более усугублять­ся под влиянием очень разных стимулов — положитель­ных или отрицательных;

- чем усерднее внушать смелость тому, кто испытывает устойчивый страх, тем страшнее ему становится;

- в возникшем энергетическом режиме не справляется со своей задачей интеллект. Его роль в оценке внешних воздействий и переживаний личности практически не за­метна. Во всяком случае разум и воля не помогают челове­ку быстро и успешно преодолеть неадекватность эмоцио­нальных состояний, придать им коммуникабельную форму;

- для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная.

Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, то есть психопатоло­гическую форму. Последняя возникает при наличии со­путствующих факторов.

Психопатологические расстройства состояний харак­теризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.

В свою очередь устойчивые изменения нервно-психи­ческого тонуса вызываются:

- органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие;

- дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;

- внешними причинами. Среди них такие, которые выз­вали психический стресс, интоксикацию, травмы;

- соматическими заболеваниями. Болезнь того или ино­го органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуаль­ного отражения действительности.

Очень разные по своему проявлению расстройства со­стояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсут­ствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т. п.) не оценивает дол­жным образом внешние и внутренние воздействия, не вы­являет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные програм­мы- и наработанные при жизни стереотипы эмоционально­го поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в дей­ствие один и тот же стереотип, свойственный личности.

Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловле­но видимыми причинами.

Кадровые