Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («СОЦИОМЕТРИЯ») ДЖ. Морено.

Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в сле­дующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требова­ние экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипа­тии нередко вызывает внутренние затруднения у опраши­ваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социо­метрии выбраны, они заносятся на специальную карточ­ку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по срав­нению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

При этом социометрическая процедура может проводить­ся в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ог­раничения числа выборов испытуемого. Если в группе на­считывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кро­ме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по на­правлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъек­том выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов явля­ется основной количественной константой социометричес­ких измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого инди­видуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данно­го варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия меж­личностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих свя­зей становится так много, что без применения вычисли­тельной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры яв­ляется большая вероятность получения случайного выбо­ра. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мо­тивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объясне­ния: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо ис­пытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь фор­мальной лояльностью к окружающим и к эксперимента­тору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследо­вателей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждо­му предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов ».

Многие исследователи считают, что введение «социо­метрического ограничения» значительно превышает надеж­ность социометрических данных и облегчает статистичес­кую обработку материала. С психологической точки зре­ния социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действи­тельно соответствуют предлагаемым ролям партнера, ли­дера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных от­ветов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометричес­кого ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социо­метрической процедуры состоит в том, что социометричес­кая константа (N-1) сохраняется только для системы по­лучаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для сис­темы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим огра­ничением). Введением величины d можно стандартизиро­вать внешние условия выборов в группах разной числен­ности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбо­ра. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

где Р — вероятность случайного события (А) социомет­рического выбора; N - число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «соци­ометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является не­возможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «соци­ометрического ограничения» не позволяет судить об эмо­циональной экспансивности членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в груп­пе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соот­носительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внут­ригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая ан­кета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отноше­ния в производственной группе, группе досуга, во времен­ной или стабильной группе.

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

При опросе без ограничения выборов в социометричес­кой карточке после каждого критерия должна быть выде­лена графа, размеры которой позволили бы давать доста­точно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

ВЕЛИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

Когда социометрические карточки заполнены и собра­ны, начинается этап их математической обработки. Про­стейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Резуль­таты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

ПРИМЕР СОЦИОМАТРИЦЫ ДЛЯ ГРУППЫ, ЧИСЛЕННОСТЬЮ N - ЧЛЕНОВ

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает дос­таточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также со­циоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основ­ное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта), про­изводится расчет социометрических индексов.

Социограмма. Социограмма — схематическое изображе­ние реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет про­извести сравнительный анализ структуры взаимоотноше­ний в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 1).

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

Рис. 1

Социограммная техника является существенным допол­нением к табличному подходу в анализе социометрическо­го материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления груп­повых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания централь­ных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвя­занных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются поло­жительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психо­логические свойства личности в роли члена группы. Вто­рые дают числовые характеристики целостной социомет­рической конфигурации выборов в группе. Они описыва­ют свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, ин­тенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j - он же выбирающий, ij — со­вмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы оп­ределяется по формуле:

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

где Ci — социометрический статус i-члена,Ri — получен­ные i-членом выборы, ∑ — знак алгебраического суммиро­вания числа полученных выборов j-члена, N — число чле­нов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать опреде­ленную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. оп­ределенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть из­мерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаи­модействует с каждым, общается, непосредственно обме­нивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведени­ем воздействует на свойства целого. Реализация этого воз­действия протекает через различные социально-психоло- гические формы взаимовлияния. Субъективную меру это­го влияния подчеркивает величина социометрического ста­туса. Но личность может влиять на других двояко - либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято гово­рить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к ли­дерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необ­ходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi+ положительного и Сi-, — отрица­тельного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R - сделанные j-членом выборы (+, —).

C психологической точки зрения показатель экспансив­ности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы.

Выс­читывается по формуле

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

где Ag - экспансивность группы, N - число членов группы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

где Gg — взаимность в группе по результатам положи­тельных выборов, Aij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет про­водить измерение авторитета формального и неформаль­ного лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикаль­ным способом разрешения внутригрупповых проблем, при­чины которых следует искать не в симпатиях и антипати­ях членов группы, а в более глубоких источниках.