Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла.

Адаптация Т. В. Нещерет

Семейная жизнь глазами матери

Методика PARI(parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (преж­де всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (се­мейной роли).

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающие­ся разных сторон отношения родителей к ребенку и жиз­ни в семье. Из них — 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отно­шений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I — опти­мальный эмоциональный контакт, II - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III — излишняя концент­рация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли

Описываются с помощью 8 признаков, их номера в оп­росном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

— ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

— ощущение самопожертвования в роли матери (5);

— семейные конфликты (7);

— сверхавторитет родителей (11);

— неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

— «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

— доминирование матери (19);

— зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

— побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

— партнерские отношения (14);

— развитие активности ребенка (15);

— уравнительные отношения между родителями и ре­бенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (со­стоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

— раздражительность, вспыльчивость (8);

— суровость, излишняя строгость (9);

— уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

— чрезмерная забота, установление отношений зависи­мости (2);

— преодоление сопротивления, подавление воли (4);

— создание безопасности, опасение обидеть (6);

— исключение внесемейных влияний (10);

— подавление агрессивности (12);

— подавление сексуальности (18);

— чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

— стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной после­довательности, и отвечающий должен выразить к ним от­ношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости опре­деляет выраженность признака. Таким образом, максималь­ная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 - высокие оценки, соответственно — 8, 7, 6, 5 - низ­кие. Опросник и лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: «Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже не­большие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, ста­райтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А — если с данным положением согласны полностью;

а — если с данным положением скорее согласны, чем не гогласны;

б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением полностью не согласны.

О себе сообщите:

Возраст:

Пол:

Образование:

Профессия:

Количество и возраст детей:

1. Если дети считают свои взгляды правиль­ными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.

А а б Б

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

А а б Б

3. Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни.

А а б Б

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.

А а б Б

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.

А а б Б

6. Маленького ребенка всегда следует креп­ко держать во время мытья, чтобы он не упал.

А а б Б

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.

А а б Б

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благо­дарить родителей за строгое воспитание.

А а б Б

9. Пребывание с ребенком целый день мо­жет довести до нервного истощения.

А а б Б

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

А а б Б

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

А а б Б

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

А а б Б

13. Самое плохое для матери, занимающей­ся хозяйством, чувство, что ей нелегко освобо­диться от своих обязанностей.

А а б Б

14. Родителям легче приспособиться к де­тям, чем наоборот.

А а б Б

15. Ребенок должен научиться в жизни мно­гим нужным вещам, и поэтому ему нельзя раз­решать терять ценное время.

А а б Б

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать по­стоянно.

А а б Б

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

А а б Б

18. В присутствии ребенка не надо разгова­ривать о вопросах пола.

А а б Б

19. Если бы мать не руководила домом, му­жем и детьми все происходило бы менее орга­низованно.

А а б Б

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

А а б Б

21. Если бы родители больше интересова­лись делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

А а б Б

22. Большинство детей должны самостоя­тельно справляться с физиологическими нуж­дами уже с 15 месяцев.

А а б Б

23. Самое трудное для молодой матери — ос­таваться одной в первые годы воспитания ре­бенка.

А а б Б

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье непра­вильная.

А а б Б

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые не­сет жизнь.

А а б Б

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

А а б Б

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

А а б Б

28. Мать должна жертвовать своим счасть­ем ради счастья ребенка.

А а б Б

29. Все молодые матери боятся своей нео­пытности в обращении с ребенком.

А а б Б

30. Супруги должны время от времени ру­гаться, чтобы доказать свои права.

А а б Б

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

А а б Б

32. Матери часто настолько бывают замуче­ны присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

А а б Б

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

А а б Б

34. Ребенок должен уважать своих родите­лей больше других.

А а б Б

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

А а б Б

36. Постоянное пребывание с детьми убеж­дает мать в том, что ее воспитательные возмож­ности меньше умений и способностей (могла бы, но...).

А а б Б

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

А а б Б

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

А а б Б

39. Родители, которые разговаривают с ре­бенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

А а б Б

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

А а б Б

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и маль­чики видели друг друга голыми.

А а б Б

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

А а б Б

43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

А а б Б

44. Если у вас принято, что дети рассказы­вают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие воп­росы можно решить спокойно и без конфликтов.

А а б Б

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

А а б Б

46. Нехорошо, когда мать одна преодолева­ет все трудности, связанные с уходом за ребен­ком и его воспитанием.

А а б Б

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.

А а б Б

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

А а б Б

49. Женщина должна выбирать между до­машним хозяйством и развлечениями.

А а б Б

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

А а б Б

51. Очень мало женщин получает благодар­ность детей за труд, затраченный на их воспи­тание.

А а б Б

52. Если ребенок попал в беду, в любом слу­чае мать всегда чувствует себя виноватой.

А а б Б

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вы­зывают раздражение.

А а б Б

54. Дети, которым внушили уважение к нор­мам поведения, становятся хорошими, устой­чивыми и уважаемыми людьми.

А а б Б

55. Редко бывает, чтобы мать, которая це­лый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

А а б Б

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

А а б Б

57. Дети должны знать, что нет людей бо­лее мудрых, чем их родители.

А а б Б

58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

А а б Б

59. Молодые матери страдают по поводу сво­его заключения дома больше, чем по какой- нибудь другой причине.

А а б Б

60. Заставлять детей отказываться и при­спосабливаться — плохой метод воспитания.

А а б Б

61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.

А а б Б

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому при­выкнут.

А а б Б

63. Когда мать плохо выполняет свои обя­занности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанно­стей по содержанию семьи.

А а б Б

64. Детские игры с сексуальным содержа­нием могут привести детей к сексуальным пре­ступлениям.

А а б Б

65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хо­зяйство.

А а б Б

66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

А а б Б

67. Родители, которые выслушивают с одоб­рением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.

А а б Б

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семь­ей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

А а б Б

69. Умная мать делает все возможное, что­бы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

А а б Б

70. Дети должны принимать участие в ре­шении важных семейных вопросов.

А а б Б

71. Родители должны знать, как нужно по­ступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

А а б Б

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

А а б Б

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

А а б Б

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

А а б Б

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

А а б Б

76. В семейной жизни существует много воп­росов, которые нельзя решить путем спокойно­го обсуждения.

А а б Б

77. Большинство детей должны воспитывать­ся более строго, чем это происходит на самом деле.

А а б Б

78. Воспитание детей - это тяжелая работа.

А а б Б

79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

А а б Б

80. Больше всех других дети должны ува­жать родителей.

А а б Б

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это мо­жет привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

А а б Б

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

А а б Б

83. Родители должны считать детей равно­правными по отношению к себе во всех вопро­сах жизни.

А а б Б

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он на­ходится на правильном пути и будет счастлив.

А а б Б

85. Надо оставить ребенка, которому груст­но, в покое и не заниматься им.

А а б Б

86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.

А а б Б

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные про­блемы.

А а б Б

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

А а б Б

89. Так как ребенок - часть матери, она имеет право знать все о его жизни.

А а б Б

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принима­ют их советы.

А а б Б

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справ­ляться с физиологическими нуждами.

А а б Б

92. Большинство женщин нуждаются в боль­шем количестве времени для отдыха после рож­дения ребенка, чем им дается на самом деле.

А а б Б

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит роди­телям свои проблемы.

А а б Б

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

А а б Б

95. Для хорошей матери достаточно обще­ния с собственной семьей.

А а б Б

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

А а б Б

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

А а б Б

98. Самая главная забота матери - благопо­лучие и безопасность ребенка.

А а б Б

99. Естественно, что двое людей с противо­положными взглядами в супружестве ссорятся.

А а б Б

100. Воспитание детей в строгой дисципли­не делает их более счастливыми.

А а б Б

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

А а б Б

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

А а б Б

103. Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.

А а б Б

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

А а б Б

105. Молодая мать чувствует себя несчаст­ной, потому что знает, что многие вещи, кото­рые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

А а б Б

106. Нет никаких оснований, чтобы у роди­телей было больше прав и привилегий, чем у детей.

А а б Б

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

А а б Б

108. Дети делают все возможное, чтобы за­интересовать родителей своими проблемами.

А а б Б

109. Немногие мужчины понимают, что мате­ри их ребенка тоже нужна радость в жизни.

А а б Б

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

А а б Б

111. Выходя замуж, женщина должна отда­вать себе отчет в том, что будет вынуждена ру­ководить семейными делами.

А а б Б

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

А а б Б

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родите­лями и легче доверяет им свои проблемы.

А а б Б

114. Надо как можно раньше прекратить кор­мить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

А а б Б

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отноше­нию к детям.

А а б Б

 

Опросный лист

Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет )

Для психолога, работающего в производственном кол­лективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли.

Методика позволяет оценить специфику внутрисе­мейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

— хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);

— межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональ­ной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в мето­дике это шкала 17);

— отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «пред­варительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (се­мейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семей­ного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в произ­водственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приори­тете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13.

Для лиц, имеющих высокие оценки по этому призна­ку, характерна зависимость от семьи, низкая согласован­ность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оцен­ки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психоло­гу лучше понять специфику семейных отношений обсле­дуемого, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенно­стей неудавшихся отношений между родителями и ребен­ком, зоны напряжений в этих отношениях.

Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

Ключ

Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет )

А — 4 балла; а — 3 балла; 6 — 2 балла; Б — 1 балл.

Признаки:

1) Вербализация

2) Чрезмерная забота

3) Зависимость от семьи

4) Подавление воли

5) Ощущение самопожерт­вования

6) Опасение обидеть

7) Семейные конфликты

8) Раздражительность

9) Излишняя строгость

10) Исключение внесемейных влияний

11) Сверхавторитет роди­телей

12) Подавление агрессивное'.

13) Неудовлетворенность ролью хозяйки

14) Партнерские отношения

15) Развитие активности ре­бенка

16) Уклонение от конфликта

17) Безучастность мужа

18) Подавление сексуальности

19) Доминирование матери

20) Чрезвычайное вмешатель­ство в мир ребенка

21) Уравнение отношения

22) Стремление ускорить раз­витие ребенка

23) Несамостоятельность ма­тери