карта сайта ссылка на runamir.ru —айт о магии скандинавских рун

Методика диагностики поведенческой активности Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка

 

Методика диагностики типа поведенческой активности Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка

Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, соответствующего вашему пове­дению.

1. Бывает ли Вам трудно выбрать время, чтобы сходить и парикмахерскую?

1)никогда;
2)иногда;
3)почти всегда.

2. У Вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)?

1)меньше, чем работа большинства людей;
2)примерно такая же, как работа большинства людей;
3)больше, чем работа большинства людей.

3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:

1)делами, требующими решения;
2)обыденными делами;
3)делами, которые Вам скучны.

4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожи­данностями, непредвиденными обстоятельствами и ослож­нениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с таки­ми событиями?

1)несколько раз в день;
2)несколько раз в неделю;
3)примерно раз в день;
4)раз в неделю;
5)раз в месяц или реже.

5. В случае, если Вас что-то сильно гнетет, давит, или люди слишком многого требуют от Вас, то Вы:

1)теряете аппетит и/или меньше едите;
2)едите чаще и/или больше обычного;
3)не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.

6. В случае, если Вас что-то гнетет, давит или у Вас есть неотложные заботы, то Вы:

1)немедленно принимаете соответствующие меры;
2)тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.

7. Как быстро Вы обычно едите?

1) я обычно кончаю есть раньше других;
2)я ем немного быстрее других;
3)я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;
4)я ем медленнее, чем большинство людей.

8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что Вы едите чересчур быстро?

1)да, часто;
2)да, раз или два;
3)нет, мне никто никогда этого не говорил.

9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?

1)я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;
2)я делаю это только тогда, когда не хватает времени;
3)я делаю это редко или никогда не делаю.

10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек слиш­ком долго не может закончить мысль, Вы чувствуете же­лание поторопить его?

1)часто;
2)иногда;
3)почти никогда.

11. Как часто Вы действительно «заканчиваете» мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?

1)часто;
2)иногда;
3)почти никогда.

12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно?

1)раз в неделю или чаще;
2)несколько раз в месяц;
3)почти никогда;
4)никогда.

13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что при­едете в определенное время, то как часто Вы опаздываете?

1)иногда;
2)редко;
3)почти никогда;
4)я никогда не опаздываю.

14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?

1)часто;
2)иногда;
3)редко или никогда.

15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут. Вы:

1)спокойно подождете;
2)будете прохаживаться в ожидании;
3)обычно у Вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.

16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то Вы:

1)спокойно ждете своей очереди;
2)испытываете нетерпение, но не показываете этого;
3)чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;
4)решительно отказываетесь стоять в очереди и пы­таетесь найти способ избежать потери времени.

17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т. п.), то Вы:

1)напрягаете все силы, для победы;
2)стараетесь выиграть, но не слишком усердно;
3)играете скорее для удовольствия, чем серьезно.

18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудни­ки) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревнова­нии в этой работе?

1)предпочитаю избегать этого;
2)принимаю потому, что это неизбежно;
3)получаю удовольствие, так как это меня подбад­ривает и стимулирует.

19. Когда Вы были моложе, большинство людей счита­ло, что Вы:

1)часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;
2)иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3)обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены);
4)Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

20. Чем, по Вашему мнению, Вы отличаетесь в настоя­щее время:

1)часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;
2)иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим;
3)обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены);
4)Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

21. По мнению Ваших родных или друзей Вы:

1)часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;
2)иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3)обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены);
4)Вы всегда расслаблены и несклонны соревноваться?

22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу об­щую активность?

1)недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее;
2)около среднего; всегда есть какое-то занятие;
3)сверхактивность, бьющая через край энергия.

23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относи­тесь к своей работе слишком серьезно?

1)да, абсолютно;
2)возможно, да;
3)возможно, нет;
4)абсолютно, нет.

24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы менее энергичны, чем большинство людей?

1)да, абсолютно;
2)возможно, да;
3)возможно, нет;
4)абсолютно, нет.

25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за короткое время Вы способны выполнить большой объем работы?

1)да, абсолютно;
2)возможно, да;
3)возможно, нет;
4)абсолютно, нет.

26. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы легко сердитесь (раздражаетесь)?

1)да, абсолютно;
2)возможно, да;
3)возможно, нет;
4)абсолютно, нет.

27. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы живете мирной и спокойной жизнью?

1)да, абсолютно;
2)возможно, да;
3)возможно, нет;
4)абсолютно, нет.

28. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы большинство дел делаете в спешке?

1)да, абсолютно;
2)возможно, да;
3)возможно, нет;
4)абсолютно, нет.

29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и Вы очень старае­тесь выиграть?

1)да, абсолютно;
2)возможно, да;
3)возможно, нет;
4) абсолютно, нет.

30. Какой характер был у Вас, когда Вы были моложе?

1)вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;
2)вспыльчивый, но поддающийся контролю;
3)вполне уравновешенный, (не было проблем);
4)почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

31. Каким Вы представляете свой характер сегодня:

1)вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;
2)вспыльчивый, но поддающийся контролю;
3)вполне уравновешенный;
4)почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не началь­ник) прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при этом?

1)я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;
2)я чувствую легкую досаду;
3)я чувствую раздражение, потому что это мешает делу.

33. Если повторяющиеся прерывания в работе действи­тельно Вас разозлили, Вы:

1)ответите резко;
2)ответите в спокойной форме;
3)попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить;
4)попытаетесь найти более спокойное место для ра­боты, если это возможно.

34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?

1)ежедневно или чаще;
2)еженедельно;
3)ежемесячно или реже.

35. Работа, которую Вы должны закончить к опреде­ленному сроку, как правило:

1)не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна;
2)вызывает сильное напряжение, так как срыв сро­ка может повлиять на работу группы людей.

36. Вы сами себе определяете сроки выполнения рабо­ты на службе и дома?

1)нет;
2)да, но только изредка;
3)да, весьма часто.

37. Качество работы, которую Вы выполняете, к концу назначенного срока бывает:

1)лучше;
2)обычное;
3)хуже.

38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняе­те два или несколько заданий, делая то одно, то другое?

1)нет, никогда;
2)да, но не так часто;
3)да, постоянно.

39. Были бы Вы удовлетворены возможностью оставать­ся на нынешней работе в последующем году?

1)да;
2)нет, мне хотелось бы добиться большего;
3)конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен.

40. Если бы Вы могли выбрать, то что бы Вы предпочли:

1)прибавку к заработной плате без продвижения в должности;
2)продвижение в должности без существенного по­вышения зарплаты.

41. К концу отпуска Вы:

1)хотите продлить его еще на недельку - другую;
2)чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе;
3)Вам хочется чтобы отпуск кончился, и Вы могли вернуться к обычной работе.

42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали меньше дней отпуска, чем положено?

1)да;
2)нет;
3)нет, никогда.

43. Бывает ли, что во время отпуска вы не можете пере­стать думать о работе?

1)да, часто;
2)да, иногда;
3)нет, никогда.

44. В последние три года Вы получали какие-либо по­ощрения на работе?

1)нет, никогда;
2)
иногда;
3)
да, часто.

45. Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?

1)редко или никогда;
2)
раз в неделю или реже;
3)
почти постоянно.

46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?

1)на моей работе это невозможно;
2)весьма редко;
3)иногда (реже, чем раз в неделю).

47. Вы обычно остаетесь дома, если у Вас озноб или повышенная температура?

1)да;
2)нет.

48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от ра­боты, то Вы:

1)некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам;
2)продолжаете работать также активно, несмотря на усталость.

49. Когда Вы работаете в коллективе, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить?

1)редко;
2)не чаще, чем от других;
3)чаще, чем от других.

50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?

1)никогда:
2)иногда;
3)часто.

51.Если кто-то поступает в отношении Вас нечестно, Вы:

1)прямо указываете ему на это;
2)находитесь в нерешительности и поступаете в за­висимости от обстоятельств;
3)ничего не говорите об этом.

52. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы прилагаете:

1)гораздо больше усилий;
2)несколько больше усилий;
3)примерно столько же усилий;
4)немного меньше усилий;
5)гораздо меньше усилий.

53. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете:

1)значительно большую ответственность;
2)несколько большую ответственность;
3)примерно такую же ответственность;
4)несколько меньшую ответственность;
5)значительно меньшую ответственность.

54. По сравнению с другими, выполняющими та­кую же работу, Вы чувствуете необходимость торо­питься?

1)гораздо больше;
2)несколько больше;
3)столько же;
4)несколько меньше;
5)гораздо меньше.

55. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы:

1)значительно более аккуратны;
2)несколько более аккуратны;
3)примерно в такой же степени аккуратны;
4)несколько менее аккуратны;
5)значительно менее аккуратны.

56. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Ваше отношение к ней:

1)гораздо более серьезное;
2)несколько более серьезное;
3)мало отличается от других;
4)несколько менее серьезное;
5)значительно менее серьезное.

57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели:

1)больше часов;
2)примерно столько же;
3)меньше, чем раньше;

58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:

1)меньшей ответственности;
2)столько же ответственности;
3)большей ответственности.

59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа:

1)более престижна;
2)столь же престижна;
3)менее престижна.

60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?

1)изменений не было или были однажды;
2)две;
3)три;
4)четыре;
5)пять и более.

61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?

1)да;
2)нет.

Обработка данных.
В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:

 

 

№№

Баллы

 

 

№№

Баллы

1.

13, 7, 1

 

32.

13, 7, 1

2.

13, 7, 1

 

33.

1, 5, 9, 13

3.

1, 7, 13

 

34.

1, 7, 13

4.

1, 4, 7, 10, 13

 

35.

13, 1

5.

1, 7, 13

 

36.

13, 7, 1

6.

1, 13

 

37.

1, 7, 13

7.

13, 9, 5, 1

 

38.

13, 7, 1

8.

1, 7, 13

 

39.

13, 7, 1

9.

1, 7, 13

 

40.

13, 1

10.

1, 7, 13

 

41.

13, 7, 1

11.

1, 7, 13

 

42.

1, 7, 13

12.

1, 5, 7, 9, 13

 

43.

1, 7, 13

13.

13, 9, 5, 1

 

44.

13, 7, 1

14.

1, 7, 13

 

45.

13, 7, 1

15.

13, 7, 1

 

46.

13, 9, 5, 1

16.

13, 9, 5, 1

 

47.

13,1

17.

1, 7, 13

 

48.

13,1

18.

13, 7, 1

 

49.

13,7,1

19.

1, 5, 9, 13

 

50.

13,7, 1

20.

1, 5, 9, 13

 

51.

1, 7, 13

21.

1, 5, 9, 13

 

52.

1, 4, 7, 10,13

22.

13, 7, 1

 

53.

1, 4, 7, 10,13

23.

1, 5, 9, 13

 

54.

1, 4, 7, 10,13

24.

13, 9, 5, 1

 

55.

1, 4, 7, 10,13

25.

1, 5, 9, 13

 

56.

1, 4, 7, 10,13

26.

1, 5, 9, 13

 

57.

1, 7, 13

27.

13, 9, 5, 1

 

58.

13, 7, 1

28.

1, 5, 9, 13

 

59.

1,7,13

29.

1, 5, 9, 13

 

60.

13,10,7,4,1

30.

1, 5, 9, 13

 

61.

1,13

31.

1, 5, 9, 13

     

 

 

 

Если количество баллов не превышает 167, то с высо­кой вероятностью диагностируется выраженный тип по­веденческой активности личности — тип А;

168-335 баллов — диагностируется определенная тенден­ция к поведенческой активности типа А (условно - А 1);

336-459 — диагностируется промежуточный (переход­ный) тип личностной активности — тип АБ;

460-626 баллов — диагностируется определенная тенден­ция к поведенческой активности типа Б (условно - Б 1);

627 баллов и выше — диагностируется с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип личностной активности — тип Б.

Интерпретация результатов.

1. Для испытуемых с выраженной поведенческой ак­тивностью — тип А — характерны:

преувеличенная потребность в деятельности — сверх­вовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечь­ся от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;

постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при не­удовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактив­ность в достижении цели нередко сразу в нескольких об­ластях жизнедеятельности, нежелание отказаться от дос­тижения цели, несмотря на «поражение»;

неумение и нежелание выполнять каждодневную обсто­ятельную и однообразную работу;

неспособность к длительной и устойчивой концентра­ции внимания;

нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;

энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкреп­ляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;

импульсивность, эмоциональная несдержанность в спо­рах, неумение до конца выслушать собеседника;

соревновательность, склонность к соперничеству и при­знанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;

стремление к доминированию в коллективе или компа­ниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельства­ми и жизненными трудностями.

2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А1, характерны:

повышенная деловая активность, напористость, увле­ченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетли­востью и умением выбрать главное направление деятель­ности, быстрым принятием решения;

энергичная, выразительная речь и мимика; эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стрем­ление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;

чувствительность к похвале и критике; неустойчивость настроения и поведения в стрессонасы­щенных ситуациях;

стремление к соревновательности, однако без амбици­озности и агрессивности;

при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.

3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточ­ный (переходный) тип поведенческой активности — АБ, характерна активная и целенаправленная деловитость, раз­носторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и уме­ло организованным отдыхом; моторика и речевая экспрес­сия умеренно выражены.

Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоя­тельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрес­согенных факторов, хорошая приспособляемость к различ­ным видам деятельности.

Для лиц, у которых диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б1, харак­терна рациональность.