хологических словаря» и планируемая «Психологическая энциклопедия», обучение студентов-психологов по единым учебникам, написанным представителями различных школ. Между школами Узнадзе и Выготского, например, трудно усмотреть глубокие расхождения в концептуальном аппарате, в частности, в понимании ими деятельности и установки; другой вопрос, какое значение придается в общей системе каждому из этих феноменов. Но, как известно, и психологи школы Выготского развивают понятие установки, и Д. Н. Узнадзе подчеркивал: «Нельзя сказать, что установка во всех случаях обозначает понятие одного и того же содержания; без сомнения, установка и та активность, в которой она реализуется, существенно связаны друг с другом...» [9. С. 36].
Что касается различной роли, приписываемой тому или иному понятию (категории) той или иной школой советской психологии, то нельзя не заметить, что степень расхождения между учеными-психологами, считающими себя принадлежащими к одной школе, часто лишь незначительно меньше (если вообще меньше!) степени теоретического расхождения самих этих школ. Другой вопрос, что какие-то из этих внутренних расхождений становятся предметом полемики и ведут к появлению в той или иной школе «паршивых овец», а другие остаются незамеченными.
Если последовательно разграничить понятия «школа» и «направление», то наличие школы предполагает, во-пер-вых, единство теоретических и методологических принципов, во-вторых, наличие у них общего источника, в-третьих, самостоятельное их развитие на фоне указанного единства. Что касается научного направления, то в его определение не входит второй признак (единый источник) [4. С. 7].
И вот, бросая общий взгляд на положение в современной советской психологии, его можно описать — в этих терминах — следующим образом: в советской психологии сейчас можно выделить несколько научных школ, но нет оснований говорить о нескольких научных направлениях. При этом очень часто, взяв в руки очередной номер того или иного психологического журнала, только по относительной частотности ссылок на определенных ученых можно понять, к какой школе относит себя автор данной статьи. И не носи он порой широко
стр 62
стр 60|оглавление|стр 61|стр 62|стр 63|стр 64|стр 65|стр 66|стр 67