известную и легко ассоциируемую фамилию, может быть, он и не осознавался бы как представитель именно данной школы! 

Впрочем, так было всегда в истории любой науки. Одни ученики, сбившись в кучку, держались за букву учения учителя. Другие думали о духе этого учения — и платились за это отлучением от своего учителя, как сейчас некоторые отлучают Харьковскую группу во главе с А. Н. Леонтьевым от Л. С. Выготского, пытаясь противопоставить Выготскому именно тех, кто наиболее творчески развивал его взгляды. Так или иначе, если ученики просто повторяют те или иные истины за учителем, их еще нельзя назвать школой. Сила школы Узнадзе, школы Выготского, школы Рубинштейна или Ананьева — именно в творческом развитии, движении вперед, а не только оглядке назад. 

Не хотелось бы, чтобы сказанное было принято как призыв забыть свою научную родословную. Как раз этого мы и не имеем права делать, и прежде всего — думая о будущем психологической науки, о своих учениках. Конечно, всегда и во всех науках появляются автодидакты — таким в психологии был Выготский, а в лингвистике — И. А. Бодуэн де Куртенэ, — возникшие как бы на пустом месте и впитавшие в себя все полезное, что было до них. Но они единичны. Обычным же путем научного развития является все же путь через научную школу. И если ты не Выготский и не Бодуэн — а среди нас нет таких по масштабу дарования, — то почетнее быть «отличником» и в то же время учеником — Узнадзе, Выготского, любого крупного ученого, основавшего школу, — чем оригинальным «троечником». 

Единство концептуального аппарата различных психологических школ в советской науке можно проиллюстрировать на одном понятии, трактовка которого в очень большой мере объединяет эти школы. Более того: если принять определение психологии как науки о психическом отражении в процессах деятельности, думается, что это понятие в настоящее время является одним из ключевых понятий общей психологии. Речь идет о понятии значения в его психологическом понимании, и прежде всего—о предметном значении. 

Хронологически идея предметного значения возникла, по-видимому, впервые у Узнадзе. Он в 1927 г. писал:

стр 63

стр 60|оглавление|стр 61|стр 62|стр 63|стр 64|стр 65|стр 66|стр 67