Можно критиковать книгу и с других позиций — насколько этому ее основному содержанию, этой основной задаче соответствуют отдельные конкретные положения, высказанные на ее страницах, где допущены ошибки и просчеты, где недостоверен фактический материал, и т. д. Именно по этому пути мы стремились идти в настоящей рецензии.

Эта книга — странная книга, но очень нужная, особенно сейчас. Странность — здесь не упрек; недаром в современной физике слово «странный» употребляется в терминологическом значении. Она рано или поздно должна была появиться. К сожалению, она появилась позднее, чем могла бы. Но, так или иначе, Б. Ф. Поршнев взял на себя неблагодарную, но необходимую задачу — взглянуть на генезис истории оком не узкого специалиста, а ученого, для которого та или иная трактовка отдельных вопросов предыстории человека и человеческого общества есть лишь часть философской концепции Человека.

1.5.Теория установки и другие школы советской психологии

(методологическое и концептуальное единство)

Название настоящей статьи в свете непрекращающих-ся официальных и неофициальных дискуссий между представителями различных школ советской психологии кажется парадоксальным. Тем не менее именно это положение — об отсутствии принципиальных расхождений между различными психологическими школами в нашей стране — является в ней предметом доказательства. 

Вспомним мысль Л. С. Выготского в «Историческом смысле психологического кризиса» о том, что существует только две психологии — две, как говорит Выготский, «принципиально разные конструкции системы знания». Это материалистическая, монистическая психология, которую Выготский называет «естественнонаучной», и идеалистическая (по Выготскому — «спиритуалистическая») психология. Это — с одной стороны. Но, с другой стороны, когда мы берем только одну — материалистическую — психологию, «наша задача, — пишет Выготский, — ... в том, чтобы объединить свою работу со всей научной разработкой психологии в одно целое на некой новой основе»

стр 60

стр 45|оглавление|стр 46|стр 47|стр 48|стр 49|стр 50|стр 51|стр 52|стр 53|стр 54|стр 55|стр 56|стр 57|стр 58|стр 59|стр 60|стр 61